Как выяснила компания inFOLIO Research Group в ходе исследования российского рынка электронной коммерции, отечественного потребителя привлекают в интернет-торговле низкая относительно традиционных форматов цена, бесплатная доставка на дом, легкость в нахождении и сопоставления продуктов, возможность доступа к отзывам о товаре других потребителей. В столицах главным стимулом пользоваться услугами электронной коммерции является доставка на дом. При этом потребители готовы платить больше, если хорошо знают продавца по отзывам или по собственному опыту.
Среди основных барьеров обращения к услугам интернет-магазинов можно выделить недоверие к безопасности систем онлайн-оплаты (32%), сложности с возвратом и обменом продукции (31%), боязнь делиться своей конфиденциальной информацией (26%) и низкое воспринимаемое качество продукции и самих магазинов (24%). Следует отметить, что системы онлайн-оплаты демонстрируют стремительный рост проходящих через них финансовых потоков. То же, только в более отдаленной перспективе, можно сказать и о боязни делиться своей конфиденциальной информацией: подобные страхи наиболее распространены среди самой старшей возрастной категории. Наконец, последний барьер также будет ослабевать с приобретением пользователями опыта обращения к электронной торговле. Серьезный фактор развития рынка — обращение производителей к инструментам электронной коммерции. С одной стороны, их выход на рынок будет стимулировать обращение потребителей к электронной торговли (большинство респондентов доверяет сайтам производителей больше, чем дистрибьюторам), с другой будет оказывать отрицательное влияние на каналы продаж, приведет к ужесточению конкуренции и уходу с рынка ряда реселлеров.
Объем рынка электронной коммерции в России достиг в 2012 году 325 млрд руб. (91 млн заказов), что соответствует примерно 1,6% ВВП. Более 80% рынка занимает сегмент розничной торговли; общее число онлайн магазинов в прошлом году превысило 18 тыс. На Москву и Санкт-Петербург приходится почти две трети продаж. При этом именно в столицах можно прогнозировать опережающий по сравнению с другими регионами рост онлайн-продаж (27% против 16%). В регионах же интернет-торговля будет расти в основном за счет товаров, недоступных в небольших городах.
При сохранении существующих темпов роста к 2017 году рынок перешагнет планку в 500 млрд руб., а к 2020-му – 650 млрд. Главными движущими факторами роста останутся рост интернет-аудитории на фоне опережающего роста популярности интернет-торговли, развитие систем электронных платежей и «каннибализации» традиционных рынков.
Наиболее динамично в 2012 году развивались сегменты товаров для дома и мебели, для детей и спорта – их прирост составлял 52%, 49% и 44% соответственно. Крупнейший сегмент электронной коммерции, бытовая техника, вырос на 26%, уступив косметике и парфюмерии (27%) и украшениям (28%). Сегмент одежды и обуви продемонстрировали 19-процентный рост. Лишь незначительная позитивная динамика была зафиксирована в сегментах продуктов питания и книг.