Самыми популярными способами оплаты в Интернете остаются банковские карты — ими пользовались 88,9% респондентов по сравнению с 79,2% в 2017 году, интернет-банки — рост с 80,1% до 87,2%, электронные деньги — рост с 57,8% до 71%, приводит результаты исследования востребованности электронных расчетов у граждан аналитическая компания Mediascope.
Больше всего выросла аудитория сервисов электронных денег: по сравнению с прошлым годом их доля выросла на 22,8%. Банковскими картами рассчитываются на 12,2% больше, чем в прошлом году. По сравнению с прошлым годом рост доли интернет-банкингов составил только 8,9%.
Популярность набирает еще один способ онлайн-оплаты — мобильные бесконтактные платежи. Аудитория таких сервисов в 2018 году выросла в 2,5 раза — ими пользуются 36,3% респондентов.
С помощью этих каналов россияне стали чаще платить абсолютно во всех категориях — за мобильную связь, коммунальные услуги, кредиты и штрафы, покупки в интернет-магазинах. Единственным исключением стал сегмент денежных переводов через интернет-банки. Процент респондентов, использующих этот способ, сократился по сравнению с 2017 годом с 54,6% до 48,8%.
«КоммерсантЪ» объясняет динамику развитием альтернативных каналов передачи финансовых средств. Часть крупных банков разработала и внедрила собственные сервисы моментальных карточных переводов, действующие отдельно от интернет-банка. Такие сервисы позволяют совершать переводы между картами любых российских банков, не требуют авторизации, у них, как правило, более простой интерфейс и выгодный по сравнению с интернет-банком тариф, объясняют эксперты, опрошенные изданием. Кроме того, в последнее время на рынке появилось множество небанковских агрегаторов онлайн-переводов, демпингующих на тарифах.
Исследование Mediascope подтверждает это предположение. Популярность денежных переводов с помощью карт показала хоть и незначительный (по сравнению с другими категориями платежей), но рост — с 22,8% в 2017 году до 23,5% в 2018 году. Выросла популярность и переводов с помощью электронных денег (с 21,8% до 24,2%). Более того, по популярности такие платежные сервисы, как «Яндекс.Деньги» (им пользовались 48,5% респондентов), WebMoney (38,9%), PayPal (38,6%) уступают лишь «Сбербанку Онлайн» (81,7%).
Тенденцию сокращения востребованности интернет-банкингов для переводов можно также объяснить и «ужесточением контроля со стороны налоговых органов за такими операциями», отмечают эксперты.
Денежные переводы часто используют предприниматели при расчете с клиентами. Согласно Налоговому кодексу банки обязаны сообщать налоговикам обо всех открытых счетах, а при получении запросов — сообщать об остатках и оборотах. При этом представители ФНС в своих письмах заявляли, что хотели бы получать доступ к информации о движении средств по счетам граждан и вне рамок проверок, уточняет издание. Кроме того, уже утвержден документ, который позволит чиновникам запрашивать у банков более детальную информацию о движении по счетам налогоплательщиков.