Но любому ясно, времена бескорыстного отношения к программам прошли. Где же в таком случае источник средств, который обеспечит выгодность профессионального занятия свободным ПО? Сравним бизнес-модели продаж проприетарного ПО и распространения свободного ПО, прибегнув к биологической аналогии. Уподобим их системам питания усатых китов с их фильтрообразной структурой для процеживания планктона, с одной стороны, и зубатых китов, которые охотятся на рыб и кальмаров, - с другой.
Этот пример доказывает: можно стать сильным и большим, прибегая к альтернативным стратегиям выживания. Один предполагает питание мелкими тварями, но непрерывно, второй требует добычи крупной живности, но это можно делать реже. И тот, и другой способ имеет свои достоинства и недостатки. Планктоном питаются не только киты, но и другие морские животные, важно, чтобы он был. Показательно, что сегодня либеральные идеи, философия и прочие интеллектуальные забавы, привлекавшие к разработке в полном смысле "открытых" и "свободных" программ Ричарда Столлмана и его сподвижников во времена их молодости, никого больше не волнуют. Эрик Оллман, один из культовых персонажей того времени, автор знаменитой почтовой программы sendmail, несколько лет назад в беседе со мной горько сетовал на свое былое бескорыстие. Сегодня sendmail стоит на 35% почтовых серверов, через которые проходит 65% почтового трафика. Можно представить, какими прибылями это могло бы обернуться! Общественная организация sendmail.org продолжает существовать, но Оллману пришлось создать и sendmail.com, которая осуществляет сертификацию новых версий и сервисную поддержку.
Сейчас и для разработчиков, и для распространителей (публикаторов) действует совершенно иная система стимулов. Альтруизм остался в прошлом. Разработчики хотят пробиться и сделать карьеру, а распространители – сделать свой бизнес. Как и в природе, большинство софтверных вендоров идет по второму пути. Из гигантов преимущества свободного ПО используют только IBM, Novell, Red Hat и еще несколько крупных компаний. Есть множество мелких игроков, но они живут по несколько иным законам. Чаще всего они стремятся быть купленными, тому есть множество примеров - от Sleepycat, которую приобрела Oracle, до Xen, ставшей частью Citrix. Что же касается Sun Microsystems, то несколько лет назад, самоопределяясь в роли поставщика ПО, она приняла радикальное решение: выбрала для себя подход Open Source по отношению ко всему комплексу предлагаемого ей программного обеспечения. Купив за миллиард долларов в январе MySQL, шведскую компанию с финскими корнями, в Sun сделали весьма серьезную заявку на то, чтобы позиционировать себя в роли самого крупного игрока на рынке свободного ПО.
С целью пропаганды своего подхода 13 ноября московское представительство Sun Microsystems провело семинар «Программные решения от Sun Microsystems». Собравшимся были представлены комплексное решение для управления идентификации Sun Java System Identity Management, технология для создания сервисных архитектур Sun Java Composite Application Platform Suite, решение для управления мастер-данными Sun Master Data Management Suite. Прибывший в Москву для участия в семинаре в штаб-квартире MySQL Матти Рантанен продемонстрировал действие опубликованного на корпоративном сайте калькулятора, рассчитывающего стоимость владения в зависимости от условий эксплуатации.
Что ж, сейчас наступает момент истины. Посмотрим, сработает ли предлагаемая система аргументов в пользу свободного ПО в благоприятных для него кризисных условиях?