"Россия занимает второе место по количеству спама"; "Ежемесячно в России выявляется более миллиона зараженных компьютеров!" — эти грозные предупреждения были напечатаны на блокнотах, дисках с презентациями, даже на бэджах для журналистов, приглашенных на официальное открытие российского представительства Trend Micro. Впрочем, серьезность угроз, исходящих от организованных группировок, которые используют самые современные технические средства и нанимают высококвалифицированных инженеров, чтобы захватывать управление чужими компьютерами, рассылать спам, копировать конфиденциальную информацию, пароли и реквизиты кредитных карт, никто в нашей стране и не подвергает сомнению.
Как отметил вице-президент компании по Европе, Ближнему Востоку и Африке Энтони О'Мара, Россия занимает третье место в данном регионе по размеру рынка ИТ и может выйти на первое место в ближайшие два года — и это еще одна причина, по которой Trend Micro — третий из крупнейших мировых производителей программных средств информационной защиты (после Symantec и McAfee) — сочла текущий момент подходящим для открытия представительства. Ранее, в 90-е годы, по словам О'Мары, "российская экономика переживала сильные изменения, и мы не считали правильным делать здесь капиталовложения; в то время мы открывали представительства в Северной и Западной Европе".
До сих пор, около десяти лет, интересы компании в нашей стране представляла компания АПЛ, которая, по словам О'Мары, помогла Trend Micro обосноваться в России. Теперь АПЛ утратит статус эксклюзивного дистрибьютора, однако сохранит роль "доверенного партнера" – вTrend Micro, по словам О'Мары, доверие – одна из ценимых в компании ценностей, оно имеет большое значение при найме персонала, реселлеров и дистрибьюторов. "Мы должны понимать их бизнес, их мотивацию, и за десять лет мы достигли такого понимания с АПЛ, нам ясны их цели", – заявил он.
Управляющий директор Trend Micro по растущим рынкам в EMEA Эдриан Марш добавил, что АПЛ теперь предстоит состязаться с новыми дистрибьюторами на равных условиях, однако Trend Micro приложит все усилия к тому, чтобы ни реселлеры, ни заказчики АПЛ не утратили тех механизмов поддержки, которые имели до сих пор; с другой стороны, у реселлеров появится возможность выбора дистрибьютора. А "доверительность" отношений с АПЛ должна помочь сделать переход к новой схеме работы очень плавным.
Штат представительства пока еще комплектуется, из семи человек, которым в нем предстоит работать на первых порах, найдено пять. В частности, пока неизвестно, кто станет региональным менеджером по продажам.
Trend Micro намерена создать широкую сеть (до нескольких тысяч) небольших реселлеров, которые обслуживали бы нужды малых и средних организаций на территории всей страны. Им будет предложена особая партнерская программа, по словам Марша, практически не требующая затрат. Кроме того, компания станет взаимодействовать с крупными системными интеграторами, поставщиками сетевых решений и программных сервисов, с корпоративными реселлерами. Взаимодействие с партнерами будет включать их обучение и помощь в организации технической поддержки.
И хотя Trend Micro собирается предложить средства информационной защиты и индивидуальным пользователям (локализованные продукты должны появиться в следующем квартале), главной точкой приложения сил остаются организации с числом компьютеров не менее пяти. Компания сейчас ведет работу над получением необходимых сертификатов ФСТЭК, что позволит использовать программные средства Trend Micro государственным органам. По словам Марша, на это может уйти до шести месяцев. С крупными заказчиками компания намерена работать индивидуально.
Портал Anti-Malware.ru оценил долю Trend Micro на российском рынке средств антивирусной защиты в 2007 году в 6%, поставив ее на четвертое место после "Лаборатории Касперского", Symantec и Eset. О'Мара согласился с этой оценкой, однако заметил, что анализ включал как корпоративный, так и потребительский рынок, а Trend Micro на последнем отсутствовала. Если бы рассматривался лишь корпоративный рынок, компания заняла бы второе или третье место.
"Trend Micro — компания по созданию средств информационной безопасности (content security), а не антивирусов", — заявил О'Мара. Этим он подчеркнул, что многоуровневая концепция Smart Protection Network, лежащая в основе продуктов Trend Micro, учитывает всю сложность средств и способов, состоящих на вооружении злоумышленников (подробнее об этой концепции см. "Trend Micro просит не волноваться", Computerworld Россия, № 10, 2008). (Следует надеяться, что компания не замедлит позаботиться об уточнении терминологии в своих информационных материалах и исключит оттуда термин "вредоносное ПО", ведь то, что является вредоносным, никак нельзя называть "обеспечением". - А. Я.)
Компания рассчитывает в течение ближайших 12-18 месяцев удвоить свою долю на российском рынке и до конца года увеличить доход на 50%.