Под влиянием разных факторов (распространение высокоскоростного доступа к Сети, интеллектуальные электросети и здания, компьютеризация транспорта, рост популярности Internet-торговли и т. п.) цифровая вселенная удваивается каждые 18 месяцев и, по прогнозам, ее объем к 2012 году достигнет 2,5 зетабайт. Перейдет ли это количество в более высокое качество управления цифровой вселенной - особенно в условиях повсеместного сокращения ИТ-бюджетов?
Да, уверенно заявил Джо Туччи, президент и генеральный директор корпорации EMC, открывая ежегодный форум EMC World 2009. Движение по экстенсивному пути приобретения все нового оборудования закончилось – технологии управления виртуализацией и облачные вычисления позволяют управлять большими объемами данных с меньшими затратами ресурсов.
"Сегодня корпоративные пользователи хотят втиснуться в ограниченные бюджеты, но реализовать при этом стратегические для бизнеса инициативы, ускорив возврат инвестиций и уменьшив риски", - отметил Туччи.
Аналитики IDC отмечают, что в начале этого года продажи дисковых систем хранения корпоративного уровня уменьшились на 18,2% по сравнению с тем же периодом в 2008 году, при том что спрос на память увеличился на 15%. Суммарные продажи внешних систем памяти снизился на 13,6%, однако продажи систем хранения стоимостью до 15 тыс. долл. увеличились на 10%: предприятия готовы приобретать дешевые системы для решения неотложных проблем. Одновременно им необходима консолидация ресурсов и эффективные средства балансировки нагрузок, а потому глава EMC cделал вывод, что корпорации нужно активно двигаться по трем главным направлениям: эффективные системы хранения, средства защиты и инструменты управления, включающие автоматизацию и виртуализацию.
В области эффективности систем хранения акцент сделан на консолидации, повышении загрузки, поддержке непрерывности бизнеса, дедупликации и автоматическом управлении уровнями хранения. Новые возможности систем CLARiion CX4, Celera NS, Symmetrix DMX-4 и V-MAX показывают, насколько в EMC продвинулись в реализации этой стратегии. Защита данных в решениях EMC будет осуществляться как на аппаратном, так и на программном уровне, для чего служат, в частности, такие программные продукты, как VMware Application Continuity и RSA Identity Protection and Verification. Более 30% создаваемой информации нуждается в специальных средствах защиты, а к концу 2012 года эта доля вырастет приблизительно до 45%; все больше информации создается мобильными пользователями, что приводит к созданию дополнительного уровня управления и еще больше усложняет задачу защиты. Управление хранением будет интеллектуальнее; с точки зрения Туччи, это весьма актуально, учитывая, что сегодня до 50% всех расходов на системы хранения идут на управление данными. Хранение должно быть ориентировано на контент, а управление ресурсами необходимо строить на политиках.
Этот тезис подхватил Марк Льюис, президент подразделения EMC Content Management and Archiving Divison. Около 95% из нынешних экзабайтов мирового цифрового пространства неструктурировано, а 85% неуправляемо. Необходим переход от модели, в центре которой находились приложения, к инфоцентричной модели, отметил Льюис: "Все усилия по развертыванию облачных инфраструктур будут тщетны, если хранить мусор".
Лейтмотивом пленарных выступлений на форуме были облачные вычисления, опирающиеся на технологии виртуализации. Однако это не согласовывалось с составом выставочной экспозиции – там облакам был посвящен лишь небольшой стенд, да и основная масса посетителей толпилась вокруг привычных стоек с дисками. На технических сессиях форума также почти не было докладов по облачным технологиям. Похоже, прагматичные партнеры и клиенты пока мыслят более приземленно, а красивая метафора нужна для выхода и закрепления на рынке услуг хранения, чтобы не только переключить на новый сервис уже существующих клиентов EMC, но и привлечь новых, особенно из категории малого и среднего бизнеса.
По-видимому, расчет делается на то, чтобы в опоре на альянс с AT&T, анонсировавшей сервис хранения для корпоративных клиентов AT&T Synaptic Storage as a Service и намеренной стать крупнейшим провайдером облачных услуг, стимулировать SMB-компании отказаться от собственных ИТ-подразделений и целиком "уйти в облака", одновременно предложив черпать из них ИТ-услуги - а следовательно, и платить — индивидуальным пользователям.