Международная практика показывает, что невозможно решить ни одной серьезной задачи, связанной с электронным правительством, без налаженного электронного документооборота. В рейтинге ООН готовности стран к электронному правительству, приведенном в исследовании компании «Электронные офисные системы» и представленном на пресс-конференции «Межведомственное электронное взаимодействие в современном государственном управлении» (организовали это мероприятие компании Microsoft и ЭОС), сегодня Россия занимает лишь 59-е место.
По оценкам Натальи Храмцовской, ведущего эксперта компании ЭОС по управлению, в деле создания электронного правительства Россия отстает от передовых стран лет на десять, и главным препятствием на пути внедрения систем электронного взаимодействия сегодня является несовершенство законодательно-нормативной базы. В мире различают препятствия четырех уровней. Первый уровень – политическая воля, наличие которой в России достаточно ярко проявилось, сдвинув процесс с мертвой точки. Второй уровень – наличие законодательно-нормативной базы, которая бы позволяла наладить электронный документооборот только в электронном виде. По словам Храмцовской, «закон постоянно догоняет практику, а мы сегодня слишком быстро движемся, законодательство не успевает». На третьем уровне находятся организационные проблемы, и пока только заинтересованные стороны налаживают взаимодействие, как это сделала Федеральная налоговая служба России. Нижний, четвертый уровень составляют технические и технологические проблемы, но они перед российскими ведомствами сейчас уже не стоят.
Реализовать обмен документами невозможно без стандартизации в области управления информацией и документацией. Сегодня активно идет процесс разработки отечественных и перевода международных стандартов ISO и MoRec для их утверждения в качестве национальных. Но, по мнению Владимира Баласаняна, председателя подкомитета по стандартизации ПК-6 «Жизненный цикл электронного документооборота» технического комитета Российской Федерации по стандартизации, со стандартизацией электронного межведомственного взаимодействия в России опоздали, поскольку уже невозможно «снести все, что уже построили». Он назвал сложившуюся ситуацию информационным феодализмом – при очень высоком уровне автоматизации некоторых ведомств полностью отсутствует электронное взаимодействие между ними. Мировой опыт в этой области огромен, но в России не ведется никакого мониторинга зарубежного и отечественного опыта.
Поскольку автоматизация в регионах шла в меру способностей и возможностей, сегодня, по оценкам Храмцовской, трудно найти два региона, в которых электронный документооборот велся бы одинаково: имеются серьезные различия в подходах, практике реализации, в нормативной базе, которая его поддерживает. Кроме того, во многих регионах нормативные документы вообще не упоминают об ЭЦП, документы просто пересылаются по электронной почте – и непонятно, кто должен их заверять. Это приведет к существенным проблемам при организации взаимодействия на всех уровнях: пока регионы не могут читать электронные документы друг друга. Несмотря на это, региональные органы власти в плане автоматизации межведомственного взаимодействия существенно опережают центральные.
Для построения электронного правительства необходимо понятие «юридически значимого электронного документа» (определения ему в российской практике пока не дано), нужны решения, которые бы способствовали использованию ЭЦП. Уже появился проект нового закона об ЭЦП, который расширяет сферу применения цифровой подписи, но может создать и ряд проблем, если не будет предусмотрена его стыковка с действующими законами. Компания ЭОС предлагает один из вариантов решения проблемы электронной подписи на базе планшетной технологии – продукт EDSING. Особое внимание, по мнению выступавших, следует уделять созданию электронных архивов электронных документов, иначе есть риск утерять важные документы.
Николай Прянишников, президент Microsoft в России, отметил, что сегодня основная проблема России – неэффективные процессы, бумажный документооборот, и нужно проделать большую работу, изучить имеющийся опыт и накопленные знания. «В России есть все интеллектуальные и технологические возможности для комплексных решений по реализации программы 'Электронное правительство', — заявил Прянишников. — Мы готовы стать партнером для государства и делиться своим опытом».