На форуме «Мир ЦОД 2010» Виктория Лившиц, глава компании Grid Dynamics, представила доклад «Стратегия миграции от традиционного ЦОД к облачным вычислениям», посвященный методике перехода на следующий инфраструктурный уровень. У нее есть десятилетний опыт работы в Sun Microsystems, ее последняя должность в этой компании — архитектор продукта Sun Grid. Однако при основании собственной компании Лившиц решила пойти не по обычному для стартапов продуктовому пути, а отдала предпочтение сервису. Основной бизнес Grid Dynamics состоит в поддержке организаций, которые хотят осуществить переход от традиционных ЦОДов и кластеров к облачным инфраструктурам. Общая методика такого перехода была представлена в докладе, а отвечая на вопросы журналиста «Открытых систем», Лившиц поделилась своими российскими планами.
- Данные аналитиков свидетельствуют о том, что Россия по уровню внедрения ЦОД заметно отстает от развитых стран, вы же предлагаете консультативные услуги по переводу приложений в облака, то есть на следующий этап. Насколько это реально?
Отсутствие сложившейся инфраструктуры ЦОД скорее во благо, чем во вред, нет обычного барьера, который создает необходимость модернизации существующей инфраструктуры. Можно привести множество примеров более быстрой адаптации к новым технологиям в условиях развивающихся рынков, классический случай — развитие мобильной связи в странах со слабой сетью обычной телефонии. Близкий пример - в Китае облачный подхол распространяется быстрее, чем где бы то ни было. Ведь, как и в России, у китайцев нет сети традиционных центров обработки данных.
- В своем выступлении вы упомянули как одну из проблем «культурный шок», возникающий при переходе к облакам. В нашем случае шок будет еще больше, можно ли с ним справиться?
Судя по моему опыту общения с российскими компаниями, в большинстве своем они готовы перейти к облачным решениям, хотя некоторых удерживает от этого шага наличие унаследованных инфраструктур. Стремление использовать новые технологии здесь уже заметно и наверняка вырастет в близком будущем. Следует признать и наличие сложностей, во всяком случае, пока в России нет таких положительных примеров, на которые можно было бы сослаться, к тому же не созданы достаточные экономические и административные условия.
- Вы утверждаете, что для безболезненного переноса работы с данными в облака нужны консалтинговые услуги и адекватная методика. Ни того, ни другого пока в нашей стране нет, как быть?
Я убеждена, что под влиянием спроса ведущие российские системные интеграторы приобретут необходимую экспертизу. Придут и западные компании, уже имеющие опыт, и принесут с собой необходимые методики. Собственно, этим сейчас занята наша компания. К тому же я хотела бы особенно отметить, что переходу в облака должна и может способствовать проводимая российским правительством политика модернизации. В России зарождается то, для чего даже не было соответствующих слов, — технологическая антреприза и стартапы, пока то и другое в зачаточном состоянии, но ростки уже пробиваются. И тут как нельзя кстати облака, только они могут предоставить начинающим компаниям информационные сервисы по требованию без необходимости в серьезных начальных инвестициях. Всем известно, что успех облака Amazon был обеспечен спросом со стороны стартапов.
- Я с трудом представляю, что кто-то из местных сетевых книжных магазинов сделает нечто подобное, а если не они, то кто же?
Уверена, до конца нынешнего года и уж точно в следующем появится несколько крупных поставщиков услуг в виде публичных облаков, часть из них окажется с российскими корнями, скорее всего, это будут телекоммуникационные провайдеры. Но если западные компании смогут найти российских партнеров, то и они освоят этот рынок.
Россия должна побороться за позицию в облачном пространстве. Положительные примеры есть, скажем, компания Parallels успешно не только работает на рынке виртуализции, но и помогает переходить на модель SaaS. Наша компания является, по существу, русско-американской, и, хотя штаб-квартира Grid Dynamics расположена в Кремниевой долине, весь инженерный состав, а это почти 300 человек, находится в Саратове, Москве и Санкт-Петербурге. Пока в России не хватает антрепренеров, способных перевести идеи в инновации.
- Ваши дальнейшие планы в России?
Мы получили финансирование от Российской венчурной компании и от Венчурного фонда ВТБ, инвесторы заинтересованы в применении нашего опыта на российском рынке. Сейчас мы находимся на этапе выработки бизнес-плана и обретения необходимых партнерских связей.
- Внимание руководства страны буквально приковано к тому, чтобы сделать Россию родиной самых больших петафлопсов. Как развернуться в сторону более практичных задач?
У нас в компании сложилась шутка: «Чтобы в России получить финансирование на строительство вычислительного облака, к его названию следует добавить приставку 'нано'». А если серьезно, то компания занимается в том числе и масштабируемыми системами для высокопроизводительных вычислений (High Performance Computing, HPC). В этой области мы весьма плодотворно сотрудничаем с Microsoft. Петафлопсы это конечно хорошо, но для того чтобы они могли быть использованы для реальных научных исследований необходимо снять барьеры между потребителями этих мощностей и организациями которые ими владеют. Облачные технологии в значительной мере могут в этом помочь. Например, в отличие от бизнес-приложений, виртуализация оказывает значительное негативное влияние на производительность HPC-приложений, к этому надо быть готовым и правильно планировать инфраструктуру проекта.
Совершенно согласна с вами и в том, что особенно важно привлечь внимание модернизаторов российской экономики, включая создателей Сколково, к национальным "облачным" программам. Например, есть насущная задача создания безопасного частного облака для госструктур. Есть аналогичные задачи по созданию облаков для исследовательских сообществ, для образования и многих других приложений.