Посткризисный оптимизм начал прослеживаться и в сфере обучения. На очередной московской выставке-конференции по электронному дистанционному обучению eLearnExpo, прошедшей 16-17 июня, акценты сместились с традиционной констатации безнадежного отставания России от Запада в сторону размышлений о технологиях будущего, стандартах и эффективности.
Если еще пару лет назад на eLearnExpo с говорили о том, как развитые страны переходят на Web 2.0, в то время как Россия пребывает «на низшей ступени развития» («Пока отстаем», Computerworld Россия, № 20, 2008), то на этот раз участники мероприятия вовсю обсуждали собственные достижения в сфере Web 2.0. Правда, западные страны, по их наблюдениям, тоже не стояли на месте и уже успели сделать следующий шаг.
На eLearnExpo 2010 продолжилась наметившаяся на предыдущих конференциях тенденция роста роли корпоративного обучения. На этот раз количество выступающих от бизнеса заметно преобладало над представителями вузов. Среди них можно отметить «ЛУКОЙЛ-Информ», «Русский алюминий», Корпоративный институт «Газпрома», «Объединенную металлургическую компанию» и Новолипецкий металлургический комбинат, которые вместе с финансовой корпорацией «Уралсиб» и Российскими железными дорогами организовали собственную секцию по образованию в нефтегазовой, металлургической и транспортной отраслях.
Владимир Усков, профессор американского Университета Брэдли, участвующий в конференции с момента ее создания, рассказал о том, как идет эволюция дистанционного обучения в развитых странах. В докладе «От e-Learning 2.0 к e-Learning 3.0» он заявил, что в 2010 году для электронного обучения наступает эра Web 3.0, которую отличает массовое использование мобильных устройств, ориентация на индивидуальных пользователей, их активное вовлечение в учебный процесс, использование динамического контента, предоставляемого по требованию. Этот этап, по мнению Ускова, завершится приблизительно в 2020 году, а там уже Web 4.0 обозначит переход к «интеллектуальному обучению» — использованию «самообучающейся и самоорганизующейся Сети», которая будет сама настраиваться на конкретного учащегося.
Правда, Усков признал, что даже передовым вузам в США сложно найти преподавателей, которые, являясь хорошими специалистами в своей области, были бы готовы контактировать со студентами через видеоконференц-связь, использовать другие режимы e-learning.
Из приведенных им результатов опроса, проведенного в марте среди 357 представителей вузов и студентов из 61 страны, следует, что самыми востребованными технологиями для дистанционного обучения в ближайшие пять лет будут «богатые» мультимедиа, доставляемые в потоковом режиме, и беспроводные мобильные технологии, а главным вопросом e-learning, по мнению респондентов, сейчас является качество.
Комментируя свои впечатления от eLearnExpo 2010, Усков отметил, что за прошедшие годы конференция продемонстрировала существенный прогресс: «Мне очень приятно, что начали говорить о мультимедийных технологиях, о педагогических основах в электронном обучении, о стандартах в образовании, то есть понятно, что достигнута какая-то критическая масса, и после этого надо приводить все в порядок, структурировать».
Обо всем этом действительно шла речь на eLearnExpo 2010. Например, HR-менеджер «Русского алюминия» Игорь Скальский представил разработанный в компании дидактический стандарт электронного обучения и пригласил собравшихся к сотрудничеству по созданию единой технологии электронного обучения. Другие докладчики затрагивали такие популярные в бизнес-среде темы, как измерение эффективности, защита персональных данных, использование в обучении облачных вычислений и пр.