Однако, до тех пор пока не будет готов новый закон об электронной подписи, значительную часть услуг с юридической точки зрения предоставлять нельзя. И это не единственный пробел в действующем законодательстве, регулирующем вопросы построения «цифрового» общества.
Как заверил директор департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Константин Носков, выступая на организованном газетой «Ведомости» международном форуме "Государственные электронные услуги: приоритеты и условия реализации в России", законопроект об электронной подписи будет рассмотрен Думой этой осенью во втором и третьем чтениях в числе приоритетных.
Кроме того, для удостоверения прав заявителей, обращающихся за государственными и муниципальными услугами через Интернет, вступившим в силу законом № 210-ФЗ вводится институт универсальной электронной карты. Помимо средства идентификации пользователя, эта карта будет играть роль полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также содержать банковское приложение. Субъекты федерации наделены правами определять перечень других электронных приложений, обеспечивающих авторизованный доступ к получению услуг. В качестве примера Носков привел транспортное приложение — оплата проезда с помощью карт. В Татарстане, Башкортостане и Астрахани уже испытывается система универсальной электронной карты.
Эпохальное нововведение должно произойти 1 июля 2011 года: именно тогда вступит в силу пункт 2 статьи 7 упомянутого закона, который запрещает органам, предоставляющим услуги, требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении других органов, предоставляющих услуги.
"Законопроект о госуслугах, который запретил государственным органам требовать у граждан информацию [имеющуюся в других органах], приведет к необходимости создания системы межведомственного информационного обмена", — пояснил Носков. Он подчеркнул, что информационный обмен не следует путать с документооборотом: "В рамках оказания государственных услуг ведомствам нужно обмениваться чаще всего не документами, а информацией". Действительно, справка с печатью, которую сегодня выписывает любой государственный орган, представляет собой документ, но, по сути, ведомству нужна не справка, а содержащаяся в ней информация.
"Приходя регистрировать автомобиль в ГИБДД, вам не нужно будет приносить справку из таможни об уплате пошлины. Инспектор ГИБДД, имея доступ к базе данных таможенной службы через систему межведомственного электронного взаимодействия, сам сформирует запрос и получит информацию о вашем автомобиле", — разъяснил глава правительственного ИТ-департамента суть нововведения.
Любопытно, что пункт 3 статьи 6, обязывающий органы, оказывающие государственные и муниципальные услуги, обмениваться необходимой информацией между собой, вступает в силу также 1 июля 2011 года. Это означает, что органам, предоставляющим услуги, потребуется отработать процедуры получения информации в условиях, когда их контрагенты не обязаны такую информацию предоставлять. (См. также: "Технологические компоненты оказания государственных услуг в электронном виде", Директор информационной службы, № 8, 2010).