В Санкт-Петербурге в поиске идей принял участие бизнес-инкубатор «Ингрия». Рассмотрение проектов его консультанты начали в конце января и из 50 заявок отобрали 29. Далее, уже с участием менеджеров компании «Яндекс», прошел отсев еще 17 проектов. В результате осталось 12 потенциально интересных команд. Их делегаты получили возможность лично представить свои идеи на суд специалистов. Презентации прошли 10 февраля в конференц-зале бизнес-инкубатора. Содействие в проведении конкурса кроме «Ингрии» оказывают еще девять партнеров (в Москве, Казани, Нижнем Новгороде и Киеве).
На втором этапе все предварительно отобранные команды (из дюжины петербургских останется пять-семь) примут участие в Дне открытых дверей «Яндекс.Старт» в московском офисе компании. Мероприятие запланировано на 15 марта.
В прошлом году «Ингрия» проводила собственный всероссийский конкурс интернет-проектов, поэтому соответствующий опыт у консультантов бизнес-инкубатора имеется. Однако критерии, заданные компанией «Яндекс», кардинально отличаются от тех, которыми руководствуются инкубаторы и венчурные фонды.
Обычно одним из основных требований является наличие обоснованного плана возврата инвестиций. Для компании «Яндекс» непосредственная монетизация не имеет никакого значения. «Если в вашей презентации есть данные про то, сколько денег нужно вложить в проект и какие ожидаются доходы, то смело пропускайте соответствующие слайды», — посоветовал конкурсантам Григорий Бакунов, заместитель руководителя департамента разработки компании «Яндекс».
Применяемые компанией критерии выглядят не очень конкретными. Ценится вменяемость представителей команд, их умение слушать и детальная проработка проекта, которая предполагает наличие различных вариантов его реализации. Определенным требованием является лишь технологическая совместимость с тем, чем занимается сам «Яндекс». В связи с этим, естественно, рассматриваются проекты, имеющие непосредственное отношение к Интернету.
Отсутствие интереса «Яндекса» к экономическим показателям объясняется тем, что компания не планирует получать доход от поддерживаемых проектов напрямую. Ее в первую очередь интересуют те идеи, которые позволят привлечь больше посетителей на собственный портал, а уже увеличение аудитории позволит впоследствии заработать.
В то же время наличие очень хорошей идеи не гарантирует успешное прохождение отбора. «Обязательно нужно иметь прототип, бета-версию. Часто приходится говорить, что идея прекрасная, но сделайте хоть что-то для ее реализации. Иногда и не очень хорошая идея может быть реализована при сильной команде и хорошем менеджменте», — считает Бакунов.
«Сами по себе идеи ничего не стоят. Обычно они витают в воздухе», — вторит ему Юрий Воронцов, руководитель службы вертикальных сервисов «Яндекса». Он сам еще недавно представлял стартап на таком же конкурсе, и его проект воплотился в сервис YandexAuto.ru.
«Яндекс» проводит День открытых дверей в третий раз. Два предыдущих конкурса завершились в сентябре и декабре 2010 года. Считается, что они прошли успешно, поскольку не было неудачных покупок. Однако сами представители «Яндекса» объясняют это «отсутствие» не тем, что они хорошо отбирали проекты, а тем, что мало покупали: приобретен был лишь упомнутый стартап Воронцова. И произошло это отчасти случайно — его автора менеджеры «Яндекса» нашли через цепочку личных знакомств.
Теперь поиск идей будет поставлен на регулярную основу, поскольку в компании появилась структура, которая будет отвечать за работу со стартапами. Прежде этой работой занимались сотрудники, для которых она не являлась основной.
Цель новой структуры не только в покупке интересных для компании стартапов, но и, возможно, просто в налаживании обмена информации с ними. Для начинающих команд будет полезна и материальная, и консультационная поддержка, «Яндекс» же получит возможность следить за тем, что делается нового в Интернете.