Борис Бобровников: «Не так просто найти себя в облачном мире, поскольку все крупные производители уже предлагают собственные облака» |
Облачные технологии привлекли пристальное внимание участников ежегодной конференции «IT-Summit. Встреча лидеров индустрии», проведенной в начале апреля Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ).
Предоставление ИТ-сервисов на базе облачных структур миновало во многих странах стадию концептуальных обсуждений и претворяется в жизнь при активном содействии государства. По мнению ведущих аналитических компаний, распространение облачных услуг станет на ближайшие годы основой роста глобального ИТ-рынка и приведет к трансформации не только ИТ-продуктов, но и соответствующих бизнес-моделей. Затраты на сервисы общедоступных облаков возрастут во всех странах мира, по прогнозу IDC, с 29 млрд долл. в 2011 году до 55 млрд долл. в 2014-м.
В Соединенных Штатах облака объявлены стратегическим приоритетом, Сингапур, Индия и другие азиатские страны создают собственные облачные центры, в Китае приступили к строительству самого крупного ЦОД в мире, полностью ориентированного на облачные сервисы. По данным IDC, ИТ-расходы Китая составят в текущем году 112 млрд долл., а в США превысят 560 млрд долл.; для сравнения, Минэкономразвития и Минкомсвязи оценили российский рынок ИТ примерно в 19 млрд долл.
«Нынешнее состояние облачных вычислений очень напоминает ситуацию с персональными компьютерами 25 лет назад. В то время как одни неторопливо взвешивают все 'за' и 'против', другие активно адаптируют свой бизнес к новым технологиям», — считает Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок». Он полагает, что облака являются новой ИТ-реальностью, в которой каждая компания, работающая на рынке ИТ, должна найти свое место.
По мнению участников конференции, к основным препятствиям на пути развития облачных сервисов в России относятся проблемы с безопасностью и коммуникациями, а также «серые зоны» в законодательстве. Наряду с этим налицо нежелание многих организаций становиться первыми клиентами поставщиков облачных сервисов, их намерение по-прежнему иметь собственную ИТ-инфраструктуру, неверие в перспективу сокращения расходов за счет использования облачных структур, а также, что немаловажно, отсутствие процессов, действительно нуждающихся в перемещении в публичную облачную вычислительную среду.
Что же касается изменения ИТ-ландшафта, то масштабный переход к облачным решениям и сервисным моделям способен трансформировать взаимоотношения вендоров с компаниями, работающими в канале продаж.
В Microsoft, в частности, полагают, что всем партнерам хватит места в облачном бизнесе при работе с коммерческими компанияи различного масштаба и госструктурами, в том числе за счет участия в перепродаже облачных сервисов корпорации.
Последнее не устраивает системных интеграторов, полагающих, что в данной области не следует ориентироваться на дистрибуцию «чужих» услуг, нужно развивать собственные предложения с добавленной ценностью, формируемой зачастую на базе решений не одного, а нескольких вендоров, а также учитывающих специфические требования отечественных заказчиков. Наряду с этим высказываются опасения, что при появлении крупного клиента у вендора возникнет желание работать непосредственно с ним, как это часто происходило во время широко распространенной практики прямых продаж.
Тем не менее облачные решения становятся реальностью и в России. Специалистами компании «Крок», например, на базе облачных технологий построена ИТ-инфраструктура многофункционального центра администрации Костромской области для предоставления гражданам государственных услуг. Также в этой компании облачные сервисы уже в течение полугода предоставляются для тестирования заказчиками. Еще один пример — введенная в опытную эксплуатацию компанией «Комплексные медицинские информационные системы» облачная система «Электронная регистратура Карелии», созданная с использованием аппаратных и программных продуктов IBM.
В настоящее время члены АП КИТ готовят предложения, которые должны стимулировать разработку и реализацию программы развития облачных технологий в Российской Федерации, а также программы работ в области информационной безопасности в условиях развития сервисных моделей доставки ИТ. В этой работе АП КИТ рассчитывает на поддержку Минкомсвязи и Минфина.