Алексей Нащекин: «Создаваемое в России электронное правительство практически полностью основано на открытых технологиях и стандартах отечественной разработки» |
О степени его готовности к работе с населением и начавшемся переходе к национальной облачной платформе рассказывает Алексей Нащекин, вице-президент по инновационному развитию компании «Ростелеком», являющейся основным исполнителем этих стратегических проектов.
Поясните, пожалуйста, в чем принципиальная разница между первой и второй национальными программами информатизации? И создано ли уже у нас электронное правительство?
Термин «электронное правительство» и одноименный системный проект были приняты в июле 2010 года правительственной комиссией по информатизации органов власти. Проект построения электронного правительства стартовал полтора года назад. Эта инициатива отличается от национальной программы «Электронная Россия», которая была направлена в основном на внутреннюю информатизацию органов власти – создание локальных сетей, прокладку каналов связи между территориальными подразделениями, построение систем электронного документооборота. Перечисленные мероприятия составляли 90% всего объема работ в рамках «Электронной России». В программе «Информационное общество» основной акцент сделан на обслуживание граждан, и проект электронного правительства развернут лицом к жителям страны, нацелен на предоставление им услуг в электронной форме. Это принципиальное отличие между программами. Но если бы не была выполнена первая задача, то есть не было бы компьютеров в органах власти, локальных сетей и баз данных в налоговых органах или Пенсионном фонде, реализация второго этапа была бы невозможна. Таким образом, в ходе выполнения программы «Электронная Россия» была создана базовая ИТ-инфраструктура внутри органов власти, а в рамках проекта «Информационное общество» создается единая система межведомственного электронного взаимодействия, объединяющая эти системы для предоставления услуг гражданам и повышения качества этих услуг.
На каком этапе сейчас находится часть программы, связанная с построением СМЭВ?
Все федеральные органы власти уже подключены к этой системе, и она введена в промышленную эксплуатацию на федеральном уровне 1 октября 2011 года. И с этой же даты на федеральном уровне вступил в силу закон, запрещающий чиновникам требовать у граждан информацию и справки, находящиеся в других ведомствах. Технологически мы обеспечили эту возможность, создав защищенную систему взаимодействия и подключив к ней все центральные ведомства. Теперь каждое министерство разрабатывает сервисы доступа к собственным базам данных и «публикует» эти сервисы в СМЭВ. Сейчас ведомствами зарегистрировано около 200 подобных сервисов, десятки миллионов транзакций уже проходят через эту систему. К марту стоит задача подключить к системе все региональные органы власти, а к 1 июля – муниципальные органы самоуправления.
Олицетворением электронного правительства стал единый информационно-справочный портал государственных услуг. Каковы сейчас показатели использования портала?
Услуги, предоставляемые на портале в электронной форме, подразделяются на федеральные и региональные. Федеральных услуг уже оказывается более 200, и их число растет с каждым днем. Также предоставляется более тысячи услуг регионального уровня — это и социальная защита, и услуги по трудоустройству, запись на прием к врачу. В Санкт-Петербурге прошлым летом мы предложили услугу записи на регистрацию брака в период белых ночей. Услуга оказалась очень востребованной даже у иногородних – люди из разных регионов встают в очередь задолго до бракосочетания, а затем приезжают в Петербург и регистрируют брак в белую ночь. Следует упомянуть также негосударственные, по сути муниципально-коммерческие услуги. Мы получили одобрение президента на подключение к порталу госуслуг структур жилищно-коммунального ведомства.
57 субъектов федерации заключилм с «Ростелекомом» контракты на перевод услуг в электронный вид и на использование единой инфраструктуры электронного правительства. Но есть регионы, которые самостоятельно ведут работу в области информатизации, они создают все с нуля: сами строят дата-центры, покупают программное обеспечение, разрабатывают услуги. Потом мы их подключаем к федеральному сегменту, после соответствующей аттестации и сертификации. Большинство же регионов приняло сервисную модель, предложенную нами в прошлом году. В ее рамках «Ростелеком» «под ключ» создает систему на региональном уровне, а субъект начинает платить за ее обслуживание с момента ввода в эксплуатацию. То есть заказчик оплачивает не приобретение ПО или оборудования, а наш сервис по поддержке инфраструктуры.
Как бы вы охарактеризовали современный уровень интеграции региональных сегментов инфраструктуры электронного правительства с федеральными структурами?
Как я уже говорил, 57 субъектов работают с нами, еще примерно 10 реализуют проекты по информатизации самостоятельно. Например, очень показателен опыт Тюменской области, на два года раньше «Ростелекома» начавшей строительство электронного правительства. В Татарстане также очень высокая степень готовности соответствующих систем. Такие регионы «Ростелеком» интегрирует в единое информационное пространство. При этом мы ничего не ломаем, а договариваемся с коллегами о схемах взаимодействия. Все стандартные алгоритмы присоединения к единой системе опубликованы, и любая компания, разрабатывающая ИТ-решения в регионах, может задействовать свое программное обеспечение, опираясь на открытую архитектуру нашей платформы. А лидерами по обеспечению взаимодействия региональных и федеральных органов власти через СМЭВ я бы назвал Волгоградскую и Свердловскую области. Они первыми запустили реальное взаимодействие и сервисы регионального и федерального уровня — налоговых органов, Пенсионного фонда, других властных структур.
Что предпринимает «Ростелеком» для обеспечения повсеместного доступа граждан к госуслугам? Может ли в этих целях быть задействована система видеонаблюдения для выборов?
Национальный проект по подключению российских школ к Интернету несколько лет назад выполняла компания «РТКомм.РУ», наша дочерняя структура. Затем по контракту мы год обеспечивали школы скоростными каналами связи. Правда, в удаленных местах пропускная способность каналов составляла 128 Кбит/с. Затем многое изменилось. Где-то в субъектах федерации прекратилось финансирование, где-то сменился подрядчик, и в итоге теперь около половины школ либо не имеют этих каналов связи, либо используют услуги местных провайдеров. Там, где такие компании есть, это неплохо. А местами этот проект просто умер из-за отсутствия дальнейшего госфинансирования. И теперь мы для избирательных участков, расположенных в школах, воссоздаем утраченные высокоскоростные каналы.
Вы могли бы оценить уровень инвестиций, которые «Ростелеком» направляет на развитие инфраструктуры широкополосного доступа?
Ежегодно на эти цели мы направляем десятки миллиардов рублей. К примеру, для охвата труднодоступных регионов и мест, куда проложить наземные каналы связи невозможно, мы закончили проектирование двух спутников связи Ka-диапазона и в 2014 году планируем их запуск на орбиту. Сигнал этих спутников покроет всю территорию России, включая Сибирь и Дальний Восток. Таким образом, около двух миллионов наших граждан, которые не имеют ни телевидения, ни Интернета в труднодоступных регионах и дальних деревнях, смогут получить по социальному тарифу все самые современные телекоммуникационные услуги.
В рамках создания электронного правительства «Ростелеком» создал контакт-центры, обеспечивающие для граждан информационно-справочную помощь при работе с порталом госуслуг. Какова сейчас нагрузка на эти центры?
Примерно 250 обращений в месяц поступает через обратную связь самого портала, и еще 50 тыс. в месяц запросов обрабатывает контакт-центр. Максимальная нагрузка на него зафиксирована в апреле прошлого года. Это было связано с запуском новых механизмов идентификации электронной подписи, нового личного кабинета. У людей было много вопросов, связанных с настройкой этих инструментов.
«Ростелеком» создал сеть центров по выдаче электронной подписи. Как развивается эта часть программы, сколько центров создано и сколько подписей уже выдано гражданам?
Это проект не коммерческий, а социальный. Он решает важную задачу популяризации института цифровой подписи. «Ростелеком» взял на себя обязательства открыть 80 центров по всей стране, чтобы почти в каждом субъекте федерации была хотя бы одна точка, где граждане могут получить подпись и код активации. 52 центра действуют, и еще 30 планируется открыть к марту. В данный момент мы готовим специалистов для будущих центров и оформляем необходимые лицензии в ФСБ. К настоящему времени «Ростелеком» выдал в общей сложности несколько тысяч подписей, больше всего – в Санкт-Петербурге, хотя там у нас один центр, а в Москве — четыре. Сейчас мы выдаем цифровые подписи на USB-токенах. Стоимость одного такого комплекта составляет у нас порядка 600 руб., впятеро дешевле, чем у другого известного провайдера, выдающего цифровые подписи. По сути, мы выдаем подпись бесплатно, клиенты оплачивают только стоимость электронного носителя. Мы продолжаем работу с производителями по снижению стоимости носителя. Кроме того, мы запустили проект выдачи цифровых подписей на банковских картах. Такой интегрированной картой можно будет пользоваться и для получения услуг электронного правительства, и для оплаты товаров.
Среди других положений «Информационного общества» — построение национального облака. На каком этапе находится эта часть программы?
В прошлом году мы завершили первый этап этой работы — разработали концепцию построения национального облака и передали ее в Минкомсвязи. Там планируют организовать ее широкое обсуждение с общественностью. Затем, вероятно, последует доработка концепции. Базовую облачную платформу, включая модули биллинга и балансировки нагрузки, портал самообслуживания, полностью подготовил для нас консорциум российских разработчиков. По нашим оценкам, на доработку системы национального облака потребуется еще около двух лет. Еще «Ростелеком» активно развивает прикладные облачные сервисы. На сегодня уже разработаны облачные решения для медицины, мы выиграли два конкурса в Минздравсоцразвития по созданию электронной медицинской карты и электронной регистратуры. У нас готова облачная медицинская информационная система для регионов. «Ростелеком» недавно выиграл конкурсы в Ставрополе, в Забайкалье и Нижнем Новгороде, где теперь будут развиваться облачные вычисления для медицинских учреждений. И для ЖКХ у нас разработано облачное решение, и для служб реагирования на чрезвычайные ситуации готова система «Безопасный город 112», пилотные испытания которой уже проведены в трех субъектах федерации. По результатам тестов системы «Безопасный город 112» получено положительное заключение МЧС, его также одобрили региональные органы власти. Облачная система в 30 раз сокращает капитальные затраты на создание вычислительной инфраструктуры городской службы по чрезвычайным ситуациям и в пять раз сокращает сроки ее развертывания по сравнению с классическим, необлачным сценарием.
Каков спрос на готовые компоненты национальной облачной платформы?
Они расходятся, как горячие пирожки, и перспективы для их применения открываются захватывающие. Например, совместно с компанией «Барс-груп» мы подготовили облачное решение для системы образования. Это решение уже опробовано в одном из поселков Костромской области. К выборам «Ростелеком» обеспечит большое число школ скоростными каналами интернет-доступа. И после голосования мы хотим предложить всем субъектам федерации использовать эти каналы для внедрения нашего облачного решения. Оно охватывает практически все аспекты функционирования образовательных учреждений и содержит такие элементы, как «электронная учительская», «электронный дневник», социальные сети для преподавателей и учащихся. Охвачена также и финансово-хозяйственная деятельность школ на базе решений компании «1С», с которой мы заключили партнерское соглашение. Еще одно направление, которое мы развиваем вместе с компанией «Электронные офисные системы», — облачный документооборот. Соответствующее решение готово, и мы планируем предложить его органам власти для создания единой системы документооборота органов власти по всей стране.
Многие годы информатизация органов власти осуществлялась без единой государственной политики и с опорой на закрытые технологии. Концепция создания электронного правительства, напротив, подразумевает переход к идеологии открытых информационных систем и открытых стандартов. В какой степени структуры российского электронного правительства все еще зависят от поставщиков закрытых технологий? Что делается для уменьшения этой зависимости?
По всей стране сейчас задействованы десятки тысяч разрозненных ИТ-решений, основанных на проприетарном ПО. А вся архитектура электронного правительства является сервис-ориентированной и подразумевает создание единой интеграционной шины СМЭВ. Каждая из региональных ИТ-систем тестируется на совместимость с этой шиной и подключается к ней на основе единого утвержденного в Минкомсвязи стандарта. В самой же инфраструктуре электронного правительства содержится всего один компонент проприетарного ПО — СУБД Oracle. И только потому, что российских аналогов или аналогов с открытым кодом для высоконагруженных систем на рынке просто нет. Все остальные компоненты (90%) выполнены российскими разработчиками на основе открытого ПО. У нас более 70 партнеров по все стране, которые специализируются в этой области. И можно сказать, что создаваемое в России электронное правительство практически полностью основано на открытых технологиях и стандартах отечественной разработки.
Построение электронного правительства и переход к информационному обществу также направлены на более активное применение отечественных ИТ-систем. «Ростелеком», как главный исполнитель этих программ, способствовал увеличению закупок ИТ российского производства?
Мы реализуем собственную пятилетнюю программу развития инструментов электронного правительства, стоимостью 5 млрд руб. Прибавьте к этому огромные бюджетные средства, выделенные на проект информационного общества. Все эти инвестиции, направленные на внутренний ИТ-рынок, разумеется, стимулируют его развитие. Для освоения отпущенных средств «Ростелеком» принял специальную программу сотрудничества с региональными разработчиками. Также было подписано соглашение с Институтом проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ). В институте создана лаборатория, куда наши партнеры предоставляют свои разработки и где затем проводится их анализ на совместимость и соответствие требованиям технического задания. Когда продукт наших партнеров полностью готов, мы предлагаем его заказчикам в субъектах федерации. Можно сказать, что «Ростелеком» становится большим супермаркетом ИТ-решений, где наряду со своими продуктами мы предлагаем решения наших партнеров для информатизации в регионах. Таким образом, деятельность нашей компании в области построения электронного правительства и информационного общества непосредственно стимулирует развитие отечественного ИТ-сектора.
Повлияло ли на выполнение национальных программ информатизации состоявшееся в прошлом году объединение «Ростелекома» и межрегиональных компаний «Связьинвеста»?
В результате слияния мы получили высокоразвитую телекоммуникационную инфраструктуру, охватывающую почти всю территорию России и обеспечивающую нам доступ практически до каждого муниципалитета, за исключением некоторых отдаленных северных и восточных территорий. Колоссальный синергетический эффект позволил нам существенно ускорить выполнение программ и повысить эффективность государственно-коммерческого партнерства при построении элементов электронного правительства на региональном и муниципальном уровнях.