«Переход через миллиардную отметку — это подтверждение возможностей Open Source и широты распространения программ с открытым кодом, — полагает Джим Уайтхерст, генеральный директор Red Hat. — Это манифест, демонстрирующий, чего можно достичь с помощью бизнес-модели, радикально отличающейся от традиционных».
Миллиардный годовой доход означает присоединение Red Hat к своего рода элите компаний, поставляющих корпоративное программное обеспечение, в которую входят, например, OpenText (1 млрд долл. в 2011 году) и Nuance Communications (1,3 млрд долл.).
«Миллиард — магический рубеж для ИТ-компаний», — полагает Чарлз Кинг, главный аналитик Pund-IT. Пусть это и условно выбранный ориентир, он служит хорошим показателем того, что руководство компании нашло свою формулу успеха. Но, возможно, более важно то, что успех Red Hat продемонстрировал возможность создания действенной бизнес-модели в области ПО с открытым кодом.
«Успех Red Hat — это свидетельство той роли, которую она сыграла в превращении Linux в систему массового применения, и ширящегося перехода предприятий на Open Source», — заявил Марк Шаттлворт, основатель компании Canonical, дистрибьютора Ubuntu Linux.
Когда в 1999 году Red Hat провела первичное размещение акций, идея заработка на Open Source была весьма зыбкой. ПО с открытым кодом широко применялось учеными и техническими специалистами, но на предприятиях использовать Open Source опасались из соображений безопасности и отсутствия ответственного поставщика, которому можно было бы предъявить претензии в случае проблем. Инвесторы в то время сомневались, что какая-либо компания сможет зарабатывать деньги путем бесплатной раздачи исходных кодов своих программных продуктов.
«Тогда многие в индустрии ИТ сходились во мнении, что Open Source — это глупая затея, наследие идеалов хиппи», — утверждает Кинг.
Принцип бизнес-модели Red Hat состоит в том, чтобы свободно распространять исходный код, но брать абонентскую плату за услуги поддержки корпоративного уровня. Сегодня эту модель эксплуатирует широкий круг компаний, в том числе такие, как Eucalyptus (поставщик программного стека облачных вычислений), Alfresco (система управления контентом) и Jaspersoft (система бизнес-анализа). Крупные ИТ-вендоры, например Oracle, IBM и Dell, регулярно предлагают отдельные программные продукты по принципу Open Source. Даже крупнейший в мире поставщик проприетарного ПО — корпорация Microsoft размещает некоторые свои вспомогательные проекты в репозитории открытого кода Codeplex.
«Сегодня распределенное онлайн-взаимодействие при разработке программных продуктов с открытым кодом стало практически нормой», — полагает Кинг.
«Руководство Red Hat действует очень эффективно, и коллективная разработка окупается для каждого участника экосистемы, — говорит Джим Землин, исполнительный директор The Linux Foundation, некоммерческого консорциума развития Linux. — Компания является одним из крупнейших контрибьюторов в код ядра Linux. Приверженность модели коллективной разработки — один из ключевых компонентов успеха Red Hat».