Андрей Федоров: «Центр технического обучения дает нашей компании намного больше, чем деньги за предоставление образовательных услуг» |
Кроме того, растет доля услуг, предполагающих обучение компьютерных пользователей предприятий, не являющихся ИТ-специалистами. На популярность тех или иных направлений ЦТО также влияет развитие информационных технологий и, в частности, рост использования мобильных устройств в бизнесе. В ближайшее время на работу подобных центров может повлиять переход к облачным вычислениям и свободно распространяемому программному обеспечению.
«15 лет назад, — вспоминает директор ЦТО Digital Design Ирина Мареева, — был безумный интерес к авторизованным курсам. Тогда никто в России не имел опыта обучения компьютерным технологиям. Потому идеология, методика и учебники, предоставляемые вендорами и опробованные во многих странах, были крайне необходимы. С тех пор ситуация кардинально изменилась. Появилось большое количество опытных преподавателей, способных разрабатывать авторские курсы; с другой стороны, все чаще появляются заказчики, которые требуют индивидуального подхода, а для них стандартные методики и учебники не подходят. Поэтому спрос на авторизованные курсы упал в несколько раз».
Произошедшие перемены привели к тому, что ЦТО Digital Design лишился статуса «золотого» партнера Microsoft и перешел в категорию «серебряных». Чтобы сохранить самый высокий статус, было необходимо (в связи с более жесткими требованиями вендора) увеличить количество обучающихся на авторизованных курсах, но запросы предприятий уменьшились. В настоящее время в большинстве случаев компании нуждаются в сотрудниках не со стандартными навыками пользователя каких-либо решений Microsoft, а способных выполнять определенные операции с помощью этих решений. При этом набор таких операций может значительно различаться у предприятий даже одной отрасли.
Несмотря на снижение статуса, ЦТО Digital Design входит в пятерку лучших сертифицированных учебных центров Microsoft в России. Интерес к обучению работе с программными продуктами этого вендора по-прежнему остается высоким, но оно все чаще осуществляется по авторским курсам. Вопросы относительно открытого программного обеспечения клиенты ЦТО в последнее время начинают задавать, но пока желающих не так много, чтобы под обучение работе с таким софтом создавать новое направление.
Центр обучения Digital Design использует в своей работе современные коммуникационные технологии. Например, около тысячи человек в год проходят обучение в удаленном режиме. Однако к облакам руководство центра пока относится настороженно. «Компания Microsoft во всем мире продвигает переход на электронные учебники, которые хранятся на ее серверах. Однако мы такой переход пока не осуществили и до конца текущего года точно не перейдем. Еще не знаем, насколько такой переход будет эффективен в России. Нет информации о соответствующем положительном опыте за рубежом. Такой переход в принципе является позитивным, но обучение в облаке нужно еще отладить», — говорит Мареева.
Значительное увеличение доли обучения рядовых пользователей эксперт ЦТО Digital Design Александра Бачалдина объяснила тем, что потребность в грамотных пользователях в связи с активным ростом используемых на предприятиях различных решений увеличивается намного быстрее, чем количество ИТ-специалистов. При этом профессионалы в области информационных технологий и раньше постоянно чему-то учились, большинство рядовых пользователей осваивали компьютеры и программное обеспечение самостоятельно. Подобное самообучение перестает удовлетворять работодателей.
Курсы ЦТО обновляются по мере появления новых технологий. Например, совсем недавно появилось обучение работе на iPad, для которого создаются специфические бизнес-решения. Тем более что компания Digital Design сама разрабатывает такие решения и внедряет их у клиентов.
«ЦТО является прибыльным подразделением, но если бы оно давало и намного меньший доход, то все равно бы его оставили, поскольку оно приносит компании намного больше, чем деньги за образовательные услуги. Дополнительную выгоду от его работы получаем оттого, что при подготовке грамотных пользователей значительно сокращается количество обращений в нашу службу поддержки, поскольку во многих случаях мы проводим обучением по тем системам, которые внедряем у клиента. Кроме того, устанавливаем лучшие контакты с ИТ-специалистами на предприятиях, если они учились у нас», — считает Андрей Федоров, генеральный директор компании Digital Design.