В отличие от других известных выставок, IFA даже не пытается казаться профессиональной |
IFA (Internationale Funkausstellung Berlin) первый раз состоялась в 1924 году, намного опередив своих именитых «товарок» – CES, Computex, CeBIT и MWC. Вплоть до начала Второй мировой войны IFA проходила ежегодно, а с 1950-го, после перезапуска, в течение более полувека проводилась по двухгодичному циклу. С 2005 года ежегодный режим был восстановлен, и на данный момент IFA является одной из крупнейших в мире и крупнейшей в Европе выставкой бытовой техники и потребительской электроники.
В то же время формат выставки очень специфичен. Уже давно принято говорить, что-де компьютер стал таким же бытовым устройством, как пылесос или холодильник. Но когда солидная компания демонстрирует их в одном павильоне, усиливая эффект от соседства с фотоаппаратами, смартфонами, электрочайниками, фенами, кофеварками и стиральными машинами, человеку из сферы ИТ становится очень неуютно. Равно как и специалистам по кофеваркам.
Другая особенность IFA – она не богата анонсами. Абсолютное большинство экспонатов можно купить в MediaMarkt или Saturn, в паре кварталов от выставки. Так, в 2011 году едва ли не единственной серьезной новинкой, относящейся к миру ИТ, стал гибрид смартфона и планшетного компьютера Samsung Galaxy Note. Остальные же презентации были связаны с началом продаж устройств в Европе или желанием руководства компаний публично порассуждать о стратегии бизнеса в условиях заканчивающегося (как тогда казалось) глобального экономического кризиса.
В 2012-м ИТ-новинок на IFA было показано неожиданно много. Но не стоит делать из этого вывод об изменившейся роли выставки в восприятии ее ИТ-бизнесом. Просто в данном случае совпало несколько факторов, заставивших компании не откладывать анонсы до CES.
На середину сентября запланирован анонс новой версии iPhone и – с большой вероятностью – уменьшенного варианта планшетного компьютера iPad. Вся профильная пресса будет говорить только об этом за неделю до анонса и три недели после него, поэтому конкуренты Apple решили поторопиться.
В Samsung представили обновленный смартфоно-планшет Galaxy Note II, обзаведшийся четырехъядерным процессором, более совершенным экраном и внешностью смартфона Galaxy S III. Первая модель, вопреки прогнозам скептиков, оказалась для Samsung весьма удачной, и рыночная судьба Note II тоже обещает быть вполне счастливой. Вместе с Note корейская компания показала фотоаппарат с нехитрым названием Galaxy Camera. Фактически это смартфон на Android, снабженный мощным фотомодулем, поддерживающим 21-кратный оптический зум. Несмотря на внушительные размеры корпуса, используемая в аппарате матрица крайне мала, на уровне стодолларовых камер, а традиционная для Android задумчивость хорошо заметна при фокусировке. Тем не менее возможность отправлять фотографии прямиком в Twitter и Facebook, а в свободное время играть на камере в Angry Birds, в преддверии череды зимних праздников может заинтересовать немалое число любителей необычных гаджетов. А через год можно выпустить Galaxy Camera II, исцеленную от «детских болезней». Свои новые смартфоны представила Sony. Один из них – Xperia T – станет официальным телефоном Джеймса Бонда и много раз мелькнет в новой серии «бондианы». Правда, продаваться он будет не во всех странах, а в Россию привезут очень похожую модель, Xperia TX, отличающуюся только формой корпуса и съемным аккумулятором. Чтобы не отпугнуть покупателей, смартфон обещают показывать в фильме мимоходом и не очень детально. Гораздо интереснее флагмана выглядит модель Xperia V. Характеристики у нее аналогичные, но зато корпус пыле- и влагонепроницаемый, радиомодуль поддерживает LTE, а экран выполнен по новой технологии, благодаря которой удалось конструктивно совместить защитное стекло и сенсорный слой. Защищенные смартфоны пользуются спросом, но вплоть до настоящего момента они существенно уступали флагманам по техническим возможностям. У Xperia V есть хороший шанс стать лучшим среди аналогов, если, конечно, не сбудутся прогнозы о появлении элементов защиты от внешней среды в iPhone 5.
Второй причиной, заставившей поспешить с анонсом новинок, стал скорый выход Windows 8. До конца октября крупных выставок больше не будет, и те, кто не успел показать свои продукты с «восьмеркой» на Computex, сделали это на IFA. Ноутбуки и моноблоки отличаются от предыдущего поколения главным образом наличием сенсорного экрана. ASUS, Dell, Sony и ряд других компаний экспериментируют с гибридными решениями, сочетающими в себе преимущества планшетного ПК и ноутбука (в Sony пошли дальше всех и научили превращаться в подобие планшета моноблок VAIO Tap 20 диагональю 20 дюймов). А вот классических планшетников на Windows 8 выпущено на удивление немного. Видимо, производители разделяют мнение многих пользователей о том, что сенсорное управление отлично работает только в режиме Windows 8 (бывший Metro), а в режиме Desktop, перешедшем в новую операционную систему из Windows 7 практически неизменным, без тачпада и клавиатуры, увы, не обойтись. (Интересно, что такой же особенностью отличается и версия Windows RT, предназначенная для процессоров с архитектурой ARM и исключающая возможность установки приложений без использования Windows Store. Зачем в таком случае вообще нужен режим Desktop, пока никто объяснить не смог. — С.В.)
В Samsung не смогли отказать себе в удовольствии в очередной раз немного «взбодрить» Nokia, ключевого партнера Microsoft на рынке смартфонов, и анонсировали на IFA первый в мире аппарат на Windows Phone 8 — Samsung ATIV S. Правда, подержать его никому не дали, ограничившись демонстрацией со сцены. Скорее всего, в Microsoft очень попросили не лишать намеченную на 5 сентября нью-йоркскую презентацию Nokia остатков интриги.
В кулуарах производители выражают сомнение, что многие пользователи ноутбуков и классических ПК решат обновить технику только ради нового интерфейса и возможности сенсорного управления. В то же время они выражают осторожный оптимизм по поводу применения Windows 8 в планшетах и гибридных решениях. Как минимум на корпоративном рынке такие продукты должны найти спрос. Ведь на них будут идеально работать Word, Excel и Powerpoint.
Потребительский подход
В отличие от других известных выставок, IFA даже не пытается казаться профессиональной. С первого дня на нее может попасть любой желающий, просто купив билет в кассе. На каждом стенде юные блогеры записывают модные сейчас «видеообзоры», перечисляя каждый бугорок на облюбованном устройстве. Дети и домохозяйки мгновенно сметают со стендов сувениры и леденцы. Пенсионеры выстраиваются в очереди на дегустации, организуемые производителями кухонной техники. Сюда приходят целыми семьями, как в большой супермаркет, — скорее поглазеть, чем сделать выбор.
И все же рядом с народными гуляниями нашлось место бизнесу. После сезона отпусков необходимо освежить старые договоренности, лично обсудить спорные моменты и поделиться новостями. Берлин, с его удобным для всех европейцев расположением и массой отличных питейных заведений, подходит для этого безупречно. Потому здесь можно прямо на улице встретить главу Intel в регионе EMEA Кристиана Моралеса, что-то очень серьезно обсуждающего с генеральным директором российской дистрибьюторской компании, и глав представительств западных брендов в России, и многочисленных PR-специалистов. Последним часто приходится нелегко под натиском журналистов, требующих предъявить хоть какие-то ранее не анонсированные новинки (в этом году особенно тяжко пришлось сотрудникам Acer и Panasonic).
Но для новинок есть CES, а IFA остается в первую очередь местом для интересного времяпровождения, а также деловых встреч. Журналистам же остается, осмотрев стенды, сделать вывод, что остаток года в мире ИТ пройдет под знаком Windows 8. Еще одним двигателем продаж станет iPhone 5, для которого, несмотря на все попытки Apple сохранить в тайне дизайн, уже демонстрируются сотни разноцветных чехольчиков. Средняя цена каждого из них составляет 20 евро, что при себестоимости в несколько центов заставляет буквально скрежетать зубами от зависти производителей куда более сложных и важных для цивилизации устройств.