Масаеси Сон первым представил iPhone в Японии в 2008 году |
В 2001 году крупнейшему телекоммуникационному оператору Японии Nippon Telegraph and Telephone пришлось испытать шок. NTT только что запустил сервис доступа к Интернету по технологии DSL и начал делать первые шаги в осуществлении амбициозного и дорогостоящего проекта волоконно-оптической сети, как вдруг дорогу оператору перешла компания Softbank.
Набравшаяся сил благодаря серии метких инвестиций в интернет-стартапы, особенно в Yahoo, Softbank начала создавать свой собственный бизнес доступа в Интернет, не боясь при этом заступать на территорию такого грозного соперника, как NTT.
DSL-сервис Softbank дебютировал по тарифам вдвое меньшим, чем у NTT, заставив крупнейшего оператора и других конкурентов тоже сбивать цены. Благодаря активным инвестициям в самые современные технологии Softbank в считанные месяцы удалось предложить не только менее дорогой доступ по DSL, но и самый быстрый. Блицкриг Softbank сопровождался агрессивной маркетинговой кампанией: людям на улицах, согласившимся подключиться, предлагали бесплатные DSL-модемы.
Впечатление от прорыва Softbank усиливалось тем фактом, что в то время на японском рынке телекоммуникаций практически не было конкурентной борьбы. Малочисленные независимые операторы обычно предлагали тарифы лишь чуть-чуть ниже, чем у NTT, а более низкие цены в глазах консервативного японского потребителя никогда не были способны затмить стабильность, масштабность и надежность, с которыми ассоциировалось имя NTT. Однако предложение Softbank выглядело слишком хорошим, чтобы от него отказаться.
Со времени своего смелого выхода на японский рынок DSL-доступа Softbank продолжала в том же духе: в компании не боялись бросать вызов крупным игрокам и привыкли к тому, что поначалу ее не воспринимают всерьез. Ее главными инструментами стали заманчивые расценки и новые технологии, а генеральный директор Масаеси Сон без колебаний делал крупные финансовые ставки на покупки нужных ему компаний. Опубликованное на прошлой неделе газетой Nikkei известие о том, что Softbank ведет переговоры со Sprint о «внушительном вложении» или даже о полном приобретении, вполне отвечает общей стратегии японского гиганта.
Компания начала свою деятельность в 1981 году как дистрибьютор программного обеспечения и издатель компьютерных журналов. Первое десятилетие своего существования Softbank продолжала этот бизнес, но затем приступила к расширению и к середине 90-х ускорила темп, купив пакет акций Yahoo, в то время начинающей компании. В считанные месяцы Softbank увеличила долю в Yahoo до 37% и смогла расширять свой бизнес благодаря уверенному росту акций американской компании.
(В 1996 году компания инвестировала в Yahoo миллион долларов, которые уже через три года принесли три миллиарда. — Прим. ред.)
Среди первых инвестиций Softbank — приобретение американского издательства Ziff Davis и образование совместного предприятия с корпорацией News Corp., принадлежащей Роберту Мердоку, в попытке резко изменить ландшафт рынка спутникового вещания в Японии. На протяжении последующих лет Softbank инвестировала в серию стартапов и сегодня владеет пакетами крупнейших китайских интернет-компаний Renren и Alibaba.
Но, возможно, еще больший всплеск активности, чем в сегменте интернет-доступа, Softbank продемонстрировала на рынке сотовой связи.
В середине 2000-х, когда японское правительство пыталось оживить конкурентную борьбу на локальном рынке телекоммуникаций, Softbank наконец завоевала доверие властей, чтобы получить лицензию оператора мобильной связи — в Японии для этого никогда не было достаточно одних только денег. Однако Softbank достался не настолько широкий диапазон, как хотелось бы.
Несмотря на все попытки Softbank, больше частот ей не предоставляли, поэтому компания мгновенно ухватилась за шанс, когда руководство британского оператора Vodafone решило оставить японский рынок. Vodafone появился в Японии за несколько лет до того, купив местного оператора номер три, но европейской компании не удавалось заинтересовать телефонами мировых марок и своими сервисами капризных японских абонентов.
Softbank купила Vodafone Japan, и в считанные месяцы рынок мобильной связи получил такую же свежую струю конкуренции, как пятью годами ранее — сегмент DSL. Компания залезла в большие долги ради этой покупки, но ей удалось выплатить их путем постепенной продажи своей доли в Yahoo.
Масаеси неоднократно выражал свое восхищение основателем Apple Стивом Джобсом и первым представил iPhone в Японии в 2008 году. В то время японский рынок сотовых телефонов варился в собственном соку, предлагая массу аппаратов местного производства, которые не продавались за рубежом, и не имея ни одной из зарубежных моделей, популярных во всем остальном мире.
Поначалу аналитики сомневались, что iPhone понравится японским потребителям, так что решимость Softbank познакомить страну со смартфоном была рискованной ставкой, но она оправдалась. Японские потребители признали, что качественные товары создают не только в пределах их страны, и многие местные производители мобильных телефонов "вошли в штопор», после которого некоторые до сих пор так и не восстановились.
Сегодня iPhone — самый популярный смартфон в Японии, и, хотя конкуренты Softbank тоже его продают, компания продолжает лидировать по продажам аппарата Apple в Японии.
Недавно в Softbank объявили о сделке по приобретению оператора мобильной сети передачи данных eAccess за 2 млрд долл. В результате этой покупки Softbank станет оператором номер два в Японии.
Если же компания действительно купит третьего по величине американского оператора Sprint, США могут стать следующей страной, которая познакомится с бескомпромиссным стилем бизнеса Масаеси Сона.