Если у компании имеется достаточно мощностей, для того чтобы снабжать своих сотрудников фактически любым количеством необходимых им вычислительных ресурсов, есть возможность динамически увеличивать и уменьшать этот пул, но выделение системных ресурсов осуществляется силами ИТ-специалистов – это тоже не частное облако.
Граница между виртуализацией и частным облаком неясна и расплывчата. Согласно новому отчету, опубликованному компанией Forrester Research, до 70% частных облаков, относимых к этой категории администраторами ИТ-систем, на самом деле таковыми не являются. «Мы столкнулись с серьезной проблемой, – подчеркнул эксперт Forrester по облачным технологиям Джеймс Стейтен. – Речь идет о размывании облака».
Почему же проблема эта так серьезна? По словам Стейтена, если развитую виртуализованную среду называют облаком, но при этом она не обладает одной или несколькими ключевыми чертами частного облака, ИТ-подразделение формирует у пользователей нереалистичные ожидания. Поняв, что среда не поддерживает возможности самообслуживания, а пул ее ресурсов не обладает необходимой эластичностью, пользователи оказываются разочарованы. И куда они обратятся в следующий раз, когда им оперативно понадобится виртуальная машина? К частному псевдооблаку или к сервисам Amazon Web Services, где выделение ИТ-ресурсов происходит без участия человека?
Большинство экспертов по облачным технологиям придерживаются общепринятого определения облака – неважно, общедоступного или частного. В определении, которое было дано американским Национальным институтом стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology, NIST), фигурируют пять ключевых характеристик:
- самообслуживание пользователей по запросу;
- широкополосный сетевой доступ;
- объединение ресурсов в совместно используемый пул;
- эластичная масштабируемость ресурсов;
- возможность измерения характеристик обслуживания.
Без этих пяти пунктов с технической точки зрения мы имеем дело не с облаком. Вопреки распространенному в определенных кругах мнению, виртуализация не является синонимом частного облака. Это важная составляющая, поддерживающая облака, но одной лишь виртуализации для создания облака недостаточно. По словам менеджера компании VMware по маркетингу Майка Адамса, частное облако включает в себя более сложные средства управления, развернутые поверх виртуальной среды. Эти средства как раз и придают облаку те качества, которые отражены в определении NIST.
Вице-президент компании CA Technologies по стратегическим решениям Энди Манн, признанный специалист в сфере облачных технологий, решил немного смягчить развернувшийся спор: «Не упомянув всех пяти характеристик, мы ввязываемся в некую семантическую дискуссию. На самом же деле речь идет не о том, что претенденты на право носить звание облака должны проходить проверку на строгое соответствие всем пяти правилам, а о том, что предлагаемое ИТ-решение должно обслуживать клиентов правильным образом. В определенных ситуациях 80% облаков достаточно хороши. Что в действительности можно сказать о предоставлении бизнес-сервисов? И кого, собственно, волнует, как вы это назовете? Важно лишь, чтобы ваши клиенты, ваши бизнес-пользователи своевременно получали все необходимые им ресурсы».
Иногда предприятию не нужна эластичная масштабируемость, поскольку его рабочая нагрузка статична. При этом его сотрудники могут воспользоваться всеми прочими преимуществами облака – самообслуживанием, возвратными платежами, широкополосным сетевым доступом и совместно используемым пулом ресурсов. Но с технической точки зрения определению NIST это не соответствует. «Поэтому, если мы хотим придерживаться технически грамотных формулировок, нужно называть все как есть: высокоэффективная виртуальная среда», – рекомендует Манн.
Откуда же пошли разговоры о размывании облака? По мнению Стейтена, ИТ-администраторы, по существу, боятся облаков. Эксперты по виртуализации привыкли быть хозяевами положения. Когда ощущалась потребность в ресурсах, они выделяли необходимый их объем. Облако же ставит такую модель под угрозу, предоставляя пользователям возможность самообслуживания и динамического регулирования своих потребностей в ресурсах. Что оставалось делать экспертам по виртуализации?
Впрочем, зацикливаться на этом не стоит. На долю ИТ-администратора остается еще достаточно работы: следить за тем, чтобы в облаке присутствовал каталог параметров, доступных пользователям, поддерживались протоколы безопасности, обеспечивалась готовность ресурсов и компонентов виртуализации. Администраторы должны принять эту философию. В противном случае пользователи все равно найдут требуемые им ресурсы, обратившись к «теневым ИТ», которых все так боятся.