Дмитрий Медведев ратует за создание «умной промышленной инфраструктуры». Источник: government.ru |
В день своего вступления в должность президента России, 7 мая 2012 года, Владимир Путин подписал 14 указов. Выполнение задач, поставленных в четырех из них, как отмечено в докладе «О мерах по развитию отрасли ИТ в Российской Федерации», подготовленном Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий при участии McKinsey, подразумевает активное участие отечественной ИТ-индустрии. А два — «О долгосрочной государственной экономической политике (№ 596)» и «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики (№ 597)» — непосредственно касаются модернизации и «цифровизации» российской промышленности.
Согласно указу № 596, к 2018 году доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП должна вырасти в 1,3 раза, производительность труда — в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, а к 2020-му должны быть осуществлены «создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест».
Указ № 597 предписывает правительству создать условия, при которых в 2018 году реальная заработная плата вырастет в 1,4-1,5 раза, а доля высококвалифицированных работников в общем числе квалифицированных работников в 2020 году должна составить не менее трети.
Разумеется, решить поставленные задачи можно различными способами, включая чисто «бумажные», но, безусловно, один из них — модернизировать российскую промышленность, сделать ее наукоемкой и высокотехнологичной, а занятых в ней сотрудников высококвалифицированными и хорошо оплачиваемыми. Что, помимо прочего, приведет к росту ВВП и необходимому уходу от сырьевой экономики.
Еще более конкретно обрисовал задачи в области модернизации промышленности премьер-министр России Дмитрий Медведев. Выступая на выставке «Иннопром 2012», он назвал четыре основных направления действий, нацеленных на то, чтобы российское производство стало более конкуретноспособным и на российском, и на мировом рынке.
Во-первых, заявил Медведев, «уже на этапе производства продукта должны закладываться параметры расходов, связанные с его обслуживанием, а затем — с учетом выведения его из эксплуатации». То есть необходим переход к тому, что называется управлением жизненным циклом изделия, с внедрением соответствующих средств этого управления.
Вторая задача – «глубокая автоматизация проектирования и инжиниринга», переход на цифровое проектирование. Необходимо ли при этом «суперкомпьютерное моделирование«, упомянутое премьером, — вопрос сложный. Вполне возможно, удастся обойтись и более скромными ресурсами.
Использование в промышленности материалов нового поколения, равно как и их создание, третий пункт «программы Медведева», также потребует вычислительных ресурсов — как минимум для создания этих материалов.
И наконец, необходимо «развертывание промышленной инфраструктуры нового типа, так называемых умных сред». Термины «умный дом», «умный город» уже у всех на слуху, соответственно необходимо и умное производство.
«Концепция 'умных заводов' предполагает введение 'умной техники', что способствует росту эффективности производственных процессов», — заявил Медведев.
Не все инициативы власти в одинаковой степени находят свое воплощение «в металле», однако те, кто занимается в АП КИТ проблемой автоматизации производства, получили серьезный довод для продвижения своих идей среди руководителей промпредприятий (см. «Промышленность в 'цифре'», Computerworld Россия).