Илья Массух: «Объем внутреннего рынка ИТ к 2015 году планировалось расширить до 690 млрд руб., а он уже он уже сегодня превышает 620 млрд руб.» |
Организовали конференцию несколько профессиональных отраслевых ассоциаций, в том числе: Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), «Руссофт», Российская ассоциация свободного программного обеспечения (РАСПО), Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), а также Фонд информационной демократии (ФИД).
Основная часть мероприятия прошла в формате панельной дискуссии. Главный вопрос, вынесенный модераторами на обсуждение, прозвучал несколько неожиданно применительно к перспективам ИТ-индустрии: наступит ли для нее завтра? Такая формулировка была бы уместна на краю пропасти. Неужели ситуация так катастрофична? Оказалось, наоборот. Как вскоре пояснил президент ФИД Илья Массух, «завтра уже наступило», поскольку заложенные Минкомсвязью в «Стратегии развития отрасли информационных технологий РФ на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 года» экономические целевые показатели уже почти достигнуты и будут перевыполнены в ближайшее время. Так, Стратегией предусмотрено к 2015 году нарастить размер отрасли (в денежном выражении) до 320 млрд руб., но уже сейчас его величина составляет 270 млрд руб.; объем внутреннего рынка к тому же сроку планировалось расширить до 690 млрд руб., а он сегодня превышает 620 млрд руб.
Эти цифры содержатся в ежегодном исследовании интернет-рынков «Экономика Рунета 2012-2013», проведенном экспертами по методике РАЭК и НИУ ВШЭ. Его основные результаты озвучил на конференции Сергей Плуготаренко, директор РАЭК. В исследовании учитывались доходы компаний из 14 сегментов. В 2012 году объем бизнеса в этих сегментах оценивался авторами исследования на уровне 563 млрд руб., что эквивалентно 1,34% ВВП России за тот год. Однако основными доходными статьями экономики Рунета при этом были названы онлайн-ретейл (выручка — 284,96 млрд руб.), электронные платежи (268,75 млрд руб.) и продажа через Интернет туров (153,2 млрд руб.). Решение приплюсовать эти направления деятельности к достижениям экономики Рунета представляется спорным. Эти агентские услуги действительно реализуются в Интернете. Но имеют ли они непосредственное отношение к ИТ?
В «реальном» же секторе экономики Рунета самыми доходными оказались контекстная реклама (37,55 млрд руб.), игры (28,58 млрд руб.), медийная реклама (19,2 млрд руб.), веб-разработка (12,27 млрд руб.) и поисковая оптимизация (10,4 млрд руб.). В 2013 году перечисленные сегменты показали уверенный рост на десятки процентов. Куда более скромный вклад в экономику Рунета внес бизнес, связанный с хостингом (4,38 млрд руб.) и предоставлением сервисов SaaS (3,22 млрд руб.). Но и эти направления очень быстро набирают обороты, рынок SaaS, например, должен вырасти в 2013 году на 53%. Таков прогноз РАЭК.
Исследователи также оценили масштабы так называемых «интернет-зависимых» рынков, к которым были причислены услуги доступа в Интернет, инвестиции в интернет-компании и электронную коммерцию в секторе B2B. Совокупный доход в этих секторах экономики составил в 2012 году более 4,3 трлн руб. (6,9% ВВП России).
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин считает, что появление интернет-зависимых экономик в России — ключевая тенденция 2013 года. Он подчеркнул, что одним из главных условий для роста экономики Рунета и рынка ИТ стали усилия государства по формированию инфраструктурной основы высокотехнологичного бизнеса. Правительственные вложения в базис интернет-экономики, такие как создание инструментов электронного правительства, были и остаются важным стимулом отрасли, утверждает Волин. Эту позицию активно поддержал вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов.
Как говорят эксперты, развитие инфраструктуры предопределило рост аудитории Рунета, месячная аудитория которого составляет уже 66 млн человек (в возрасте старше 18 лет), это 57% взрослого населения страны. Участники конференции особо отметили сокращение «цифрового разрыва» в развитии российских территорий: широкополосный доступ уже имеют 54% пользователей Интернета; за 2012-2013 годы скорость доступа в сетях сервис-провайдеров значительно выросла, а тарифы снизились в четыре раза. Прогнозируется, что число абонентов проводного широкополосного доступа в России вырастет к 2016 году на 40% по сравнению с показателем 2012 года – до 39,1 млн. На 27% в год растет количество абонентов, пользующихся мобильным Интернетом в городах, сейчас уже 34% жителей российских городов приобщились к этому сервису. Суммарная аудитория мобильного интернет-доступа оценивается в 40 млн человек. Активно развиваются сети LTE: если в 2011 году операторами было запущено 270 базовых станций, то в 2012 году — около 4 тыс., а в 2013 году — около 10 тыс. Планируется, что в 2014-2015 годах будет запущено еще более 15 тыс. таких станций. Если темпы развития инфраструктуры доступа сохранятся на достигнутом уровне, то в год стоит ожидать прироста численности аудитории Рунета примерно на 7,3 млн человек, то есть к 2016 году взрослых пользователей Сети будет около 88 млн человек.
Плуготаренко считает, что информационные технологии остаются наиболее привлекательным сектором для большинства венчурных инвесторов. В 2013 году на ИТ пришлось более 80% инвестиционных сделок в нашей стране, при этом объем сделок по российским онлайн-компаниям и стартапам за первые девять месяцев 2013 года вырос на 61% и составил 916 млн долл, всего было заключено 217 таких сделок.
На конференции также было заявлено, что в 2013 году Россия существенно улучшила свои позиции на рынке программирования: объем экспорта ПО и услуг по его разработке по итогам 2013 года прогнозируется на уровне 5 млрд долл. В 2014 году он вырастет еще на 10–15%. Но рост был бы еще больше, если бы государство (в лице отраслевого министерства) не самоустранилось от стимулирования использования свободного ПО и разработки Национальной программной платформы, полагает Юлия Овчинникова, президент РАСПО. Она поддержала тех участников дискуссии, которые считают, что идея развития российской экономики в направлении завоевания мирового рынка высоких технологий еще не стала приоритетом для всего правительства, которому необходимо запустить эффективные механизмы маркетинговой поддержки высокотехнологичного экспорта, устранить для участников ИТ-индустрии барьеры в таможенном и валютном регулировании.