Валентин Макаров считает, что наличие полудюжины российских, украинских и белорусских компаний в первой сотне софтверных аутсорсинговых фирм свидетельствует об успешном развитии отрасли |
А кроме того, своими мыслями поделились представители нескольких компаний из числа тех, кому, как сказал Валентин Макаров, президент «Руссофта», есть чем похвастаться.
Предварительные итоги основывались на результатах анкетирования, проведенного «Руссофтом». Ответы прислали около полутора сотен компаний, можно предположить — в основном из числа наиболее успешных. Рост их оборота в среднем составил 23% (как и в 2011 году), приблизительно до 4,6 млрд долл., экспорта — 16% (20% в 2011-м), численности персонала — 14% (18%). Половина экспорта пришлась на услуги, 40% — на продукты, еще 10% дали центры разработки зарубежных компаний.
Есть и «качественные» достижения: пермская компания «Прогноз» вошла в «Магический квадрант» Gartner в номинации Business Intelligence, «Диасофт» – в квадранты Core Banking и Retail Core Banking, InfoWatch – в квадрант Data Loss Prevention, компания Inteltech вошла в список Gartner's Cool Vendors. Ассоциация International Association of Outsourcing Professionals включила в список ста лучших сервисных провайдеров в софтверной области шесть отечественных компаний — EPAM Systems (29-е место), Luxoft (41-е), Auriga (80-е), FirstLine Software (86-е), Artezio (92-е), Reksoft (94-е), а также семь украинских и белорусских.
У участников пресс-клуба результаты выше, чем в среднем по отрасли. Так, у «Прогноза» продажи выросли на 55% — до 125 млн долл., в том числе, и благодаря продолжающейся международной экспансии: список ее зарубежных представительств пополнился в 2012 году офисом в Замбии. Сергей Шестаков, заместитель генерального директора компании, отметил, что на диаграмме Gartner его компания вплотную подошла к границе, которая отделяет нишевого игрока от претендентов на лидерство. Еще один интересный момент в жизни «Прогноза» — компания, ранее «продуктовая», поглядывает и на рынок услуг в области разработки.
Artezio, входящая в группу ЛАНИТ, напротив, традиционно специализируется на разработке под заказ и сопутствующих услугах. Однако в прошедшем году она выпустила ряд собственных готовых продуктов: три облачных — Artezio Sendfile (корпоративный облачный сервис передачи данных любого размера), iVizart (облачный графический редактор объектов), SmartMinder (облачное приложение для организации «мозгового штурма») и два мобильных приложения — MinutesPad (планирование встреч и мероприятий) и TravelStories (планирование путешествий). Абсолютных результатов деятельности Павел Адылин, ее исполнительный директор, не назвал, упомянул лишь, что штат увеличился на 40%, а оборот — на 25%. Превышение прироста численности над увеличением оборота его не смущает, в конце концов, именно недостаток кадров в последние годы объявляют главным тормозом развития нашей софтверной отрасли.
«Небольшие продукты» теперь выпускает и EPAM Systems, один из крупнейших аутсорсеров. Но пока, конечно, основной доход (почти 434 млн долл., рост по сравнению с 2011 годом — немногим меньше 30%) дают разработка ПО на заказ (69% оборота) и сопутствующие услуги (31%). Артак Оганесян, заместитель генерального директора EPAM по развитию бизнеса, из событий года особо отметил успешный выход компании на Нью-Йоркскую фондовую биржу — в феврале акции поступили в продажу по 12 долл. за штуку, сейчас они стоят более 23 долл. и общая стоимость компании перевалила за миллиард долларов.
Свой «миллиард» есть и у Spirit: по словам председателя правления компании Андрея Свириденко, эту отметку превысило число пользователей продуктов, в которых работают созданные ею технологии. Среди ее разработок — и решения операторского класса и пользовательские; прямые клиенты Spirit производят более 60% смартфонов в мире. Из новых разработок компании Свириденко отметил ПО для смартфонов, помогающее ориентироваться в закрытых помещениях — в торговых центрах, на вокзалах и т. д.
Трудности у индустрии разработки традиционные. Например — налоговая нагрузка на зарплаты. Сейчас этот вопрос временно снят — софтверные компании, за исключением самых маленьких, пользуются существенными льготами, платят страховые взносты лишь 14% вместо 30%, однако эти льготы имеют временный статус. Еще одна проблема - отсутствие поддержки государством экспорта ПО и сопутствующих услуг. Большинство стран с развитой софтверной индустрией имеют специализированное госагентство, помогающее разработчикам, и программу их поддержки. Без этого, полагает Макаров, не обойтись и нам.
В кадровой области от власть имущих ждут подстройку под нужды отрасли системы образования. Однако, аппетиты отрасли таковы, что ей не хватит кадров, даже если ей достанутся все студенты, способные на что-то большее, чем просто кодирование. Поэтому напряженные поиски идут не только в регионах России, но и, с разным успехом, в странах южной Европы, Азии, Латинской Америки.
Другая сторона кадровой проблемы — цена специалиста. Уже сейчас московские работники слишком дороги для западных проектов, их можно «продавать» только в московские же. Свою роль играет и стоимость жизни в столице, и демографическая яма, в которую сваливается страна.
Несмотря на все это, а также на мировую и российскую рецессию, планы у отрасли и у представленных на пресс-клубе компаний довольно обширные. «Прогноз», например, собирается за пять лет стать одним из ключевых игроков своего рынка. Artezio планирует развивать внутренние инновационные проекты, в том числе с привлечением сторонних коллективов в области семантики и искусственного интелекта, а за счет открытия дочки в Риге — выйти на рынок Евросоюза. В EPAM, понимая, что конкурировать с индийскими и глобальными компаниями напрямую бессмысленно, собираются искать «точки роста», выигрывать за счет специализации и дополнительных услуг. Для Spirit основная интрига ближайших лет на телекоммуникационном рынке зависит от того, смогут ли традиционные операторы через регуляторов как-либо надавить на бизнес в области ВКС.
А в целом, как полагают участники опроса «Руссофта», в 2013 году экспорт ПО и услуг вырастет на 20%, до 5,5 млрд долл. (в прогнозе на 2012 год, для сравнения, значились 22%, фактический результат, как указано выше, лишь 16%). При этом 41% опрошенных (50% в 2012 году) назвал главной задачей рост на внутреннем рынке, 30% (25%) — на мировом, 19% (14%) собираются сконцентрироваться на увеличении продаж через Интернет, 6% (4%) — на увеличении сети центров разработки в регионах и 4% (2%) — на сертификации систем управления качеством. Разработке новых решений (вопрос был предложен как дополнительный и в 100% не входит), как и в 2012 году, собираются повышенное внимание уделить 6%.