Олег Коверзнев: «Виртуализация представляет собой некую субстанцию, которая объединила прежде разнородные системы ЦОД» |
Компания Cisco предлагает унифицированный подход к построению сетевой и компьютерной инфраструктур дата-центров. О преимуществах и возможных ограничениях этого подхода в кулуарах форума «Мир ЦОД 2013» еженедельнику Computerworld Россия рассказал Олег Коверзнев, менеджер по развитию бизнеса ЦОД Cisco в России.
- Как должна поменяться внутренняя коммуникационная инфраструктура в ЦОД, использующем виртуализацию и облака?
С появлением понятия виртуализации, которое тесно связано с облачными вычислениями, возникли новые требования к сети в ЦОД. Сеть должна обеспечивать работу с трафиком на уровне отдельной виртуальной машины. Не секрет, что в виртуальной среде администраторы зачастую теряют управление над сетевыми подключениями к конкретной виртуальной машине. Возникают проблемы с осуществлением мониторинга трафика, с обеспечением безопасности на уровне виртуальной машины, с качеством обслуживания. Поэтому, как только предприятие выбирает виртуализацию в качестве базовой технологии в ЦОД, сеть должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечить полный контроль над трафиком виртуальных машин. Следует помнить, что виртуализация — инструмент повышения КПД используемых ресурсов ЦОД, и это светлая сторона виртуализации. Но есть и темная сторона. Эксплуатация ЦОД с появлением виртуализации серьезно усложнилась. Упростить ее можно посредством автоматизации управления, которая тесно связана с понятием облака. Автоматизировать следует управление всеми основными элементами ЦОД – сетями, вычислительной инфраструктурой, системами хранения. А еще нужна система оркестровки, которая позволит эффективно управлять ресурсами, обеспечивая целостный подход к управлению виртуальными машинами на уровне всего ЦОД. Ведь если настроить управление на уровне сервера и не настроить при этом сеть, то нужного уровня качества обслуживания (SLA) в таком ЦОД не достичь. Кроме того, чем больше будет задействовано виртуальных машин, тем, скорее всего, «мобильнее» будет ЦОД, тем «мобильнее» будут его приложения, и это еще больше усугубит проблемы управления. Поэтому, как только компания приходит к виртуализации, задумывается об облаках, ей нужно решать вопрос управления в ЦОД с целью обеспечить единый целостный подход к обеспечению SLA виртуальных машин как на уровне серверов, так и на уровнях сети передачи данных и системы хранения.
- Где изменения, обусловленные виртуализацией и облаками, проявятся наиболее зримо — на уровне ядра сети ЦОД, в каналообразующих системах или где-то еще?
Наибольшие изменения произойдут в области виртуальных коммутаторов. Виртуальная машина «обезличила» сервер, на котором она работает. Так же и виртуальный коммутатор, работая на сервере, обеспечивает функции доступа виртуальной машины в сеть, становясь ключевым компонентом сети. Еще пять лет назад к этому относились без должного внимания. Сейчас же созданием виртуальных коммутаторов целенаправленно занимаются многие, и в Cisco проделали огромную работу, развивая свой виртуальный коммутатор Nexus1000V для основных гипервизоров. Это область, где происходят самые важные изменения. Даже появился термин Virtual Edge, то есть «виртуальная граница сети», и она сместилась с физического уровня на уровень виртуального коммутатора.
С понятием облака и облачным развитием ЦОД с недавнего времени неразрывно связана концепция программно-конфигурируемых сетей (Software Defined Networking, SDN). Ее использование в ЦОД обусловлено стремлением поменять архитектуру сети, избавив ее от ограничений традиционной сетевой парадигмы. Но к этому нужно относиться аккуратно, потому что интерес к SDN отчасти подогревается успешными проектами таких компаний, как eBay, Google, Facebook. Им необходимо на уровне всей сети распределять огромные потоки данных, поддерживать мобильность приложений внутри ЦОД и их перенос между дата-центрами. Наша трактовка сетевых решений опирается на традиционный подход к построению сетей, но учитывает и изменения, которые привносит SDN. Сетевой портфель Cisco включает виртуальные коммутаторы Cisco и технологии, обеспечивающие отказоустойчивую работу виртуализованных ЦОД. Например, когда виртуальные машины «переезжают» из одного ЦОД в другой, нужно использовать технологии, которые будут обеспечивать миграцию виртуальных машин без прерывания обслуживания. Сеть ЦОД должна поддерживать технологии миграции, обеспечивать мобильность виртуальных машин. Это сказывается и на системе управления. Она должна быть автоматизированной, так как все, что касается виртуальных машин, облаков, не поддается «ручному» регулированию. В ближайшие годы мы, скорее всего, увидим серьезные изменения в подходах к управлению сетью, с учетом «взросления» технологий, входящих в понятие SDN.
- Стратегия Cisco в области ЦОД предполагает унифицированный подход. В чем его преимущества?
Понятие унифицированного подхода, к сожалению, опирается на перевод-клише слова unified. Прямо скажем, полностью унифицировать что-либо в ЦОД тяжело. ЦОД представляет собой гетерогенную среду с множеством разных технологий. Но есть вектор унификации. Например, на уровне сети он проявляет себя в том, что при подключении серверов на уровне доступа к сети все чаще используется технология FCoE. Что касается подхода Cisco, то FCoE — единственная возможность подключить лезвийный сервер нашей марки к сети ЦОД. Это действительно унифицированная технология доступа к сети, позволяющая уменьшить количество кабелей, упростить СКС, облегчить администрирование в ЦОД. Наш подход полностью проявляется в решениях Cisco Unified Computing System. Когда вы тесно интегрируете сеть с вычислениями, нужна система управления, позволяющая контролировать не какой-то конкретный сервер, а фактически вычислительный ресурс, тем самым достигается унификация вычислений внутри ЦОД. Идеология унификации по Cisco сводится к решению такой задачи: меньше устройств, кабелей и других технических элементов везде, где только этого можно добиться. Также нужно понимать, что унификация ЦОД – долговременный процесс для любой компании. Это максимальная абстракция ресурса от нижележащих технологий. И в наших решениях заложены механизмы, позволяющие добиться такой абстракции.
- У всякого унифицированного решения, собранного из типовых элементов, есть отрицательное свойство — невозможность применения в уникальной ситуации, где требуется высокий уровень специализации. Вы не считаете, что это стремление к абстракции в ЦОД может отчасти ограничить его эффективность?
Это верное замечание. Но большинство задач, с которыми сталкиваются наши заказчики из госсектора или крупные и средние предприятия, типовые. Лишь единицы реализуют какие-то абсолютно уникальные ИТ-проекты. Вот для заказчиков, решающих традиционные задачи, а их в России большинство, и предназначены наша концепция унифицированного ЦОД. Она позволяет упростить эксплуатацию, эффективнее использовать физические ресурсы ЦОД — место, электроэнергию, снижает риски потери данных, уменьшает вероятность человеческих ошибок благодаря применению шаблонов, единых политик и правил администрирования. Наши унифицированные решения позволяют большинству клиентов выполнять их типовые задачи в ЦОД эффективнее — с меньшими издержками и рисками для бизнеса. Компании с какими-то уникальными задачами, например «Яндекс», формируют у себя уникальный ландшафт приложений со специфическими требованиями к каждому уровню сети. Эти компании, конечно же, не используют унифицированные продукты. Их удел — кастомизированные решения, платформы особого дизайна, подчас самостоятельной разработки. Мы и не пытаемся учить их строить унифицированные ЦОД, но они тоже часто используют решения Cisco.
- Унифицированный подход означает, что десятки видов оборудования ЦОД должны быть собраны под единый контроль, для всех этих видов оборудования нужно обеспечить возможности резервирования и организовать единое управление. Выполнима ли эта задача?
Это действительно колоссальная по сложности задача. Но она возникла не сегодня и не вчера. ИТ-департаменты решают ее многие годы. Виртуализация, если можно так выразиться, и усложняет, и упрощает управление ЦОД, точнее, поднимает вопрос управления на принципиально иной уровень. Фактически виртуализация объединила прежде разнородные системы. Ранее за систему хранения в ЦОД отвечала одна команда, за сети — другая, за серверы – третья. Их взаимосвязь была минимальна. Виртуализация заставила разные обслуживающие ЦОД подразделения активнее общаться между собой. В некоторых организациях уже происходит объединение служб, в которых специалисты имели бы опыт работы с сетевым оборудованием, вычислительными системами и системами хранения. Многие компании ищут людей с более широкой экспертизой. Вместе с тем единое управление и единое обслуживание представляет собой тоже некую идеальную модель. Думаю, в ЦОД никогда не будет единой системы управления. Инженерная система будет контролироваться из одного кабинета, а управления виртуализацией – происходить из другого. Отдельно будет осуществляться управление высокоуровневыми решениями, ответственными за развертывание приложений и операционных систем. То есть фрагментированный подход к управлению существует и будет существовать впредь. Не нужно пытаться объять необъятное и решить задачу одним махом. Следует постепенно централизовывать управление, сначала хотя бы на уровне инфраструктуры, чтобы в момент развертывания виртуальной машины автоматически происходила подготовка к выдаче ресурсов, соответствующая настройка на стороне всех технологических доменов, и приложение уже действовало бы в единой виртуальной среде с общим SLA. Вообще понятие унификации очень тесно связано с понятием целостности. Это очень важно, чтобы инструмент управления и технологические решения, используемые на уровне сети, вычислительной инфраструктуры и системы хранения, обеспечивали бы требуемый уровень качества обслуживания виртуальной машины. Не думаю, что в ЦОД с разнотипным оборудованием стоит решать задачу объединения всех систем под единое решение для управления. Полагаю, правильнее выделить сегменты ЦОД, растущие быстрее всего, те сегменты, где решаются наиболее критичные задачи и где компания получит наиболее ощутимую отдачу от централизации управления.
- Как должна поменяться вычислительная и коммуникационная инфраструктура в ЦОД в связи с появлением Больших Данных? Что самое сложное в адаптации ЦОД к проблематике Больших Данных?
Из самого термина Big Data можно сделать вывод, что будут передаваться и храниться большие объемы данных. Поэтому сетевое оборудование должно быть подготовлено к увеличению объемов трафика. Также обработка Больших Данных связана с созданием вычислительных доменов, объединенных общей логической архитектурой с предсказуемой производительностью, в том числе на уровнях сети, вычислений и хранения. Зачастую сегмент Больших Данных представляет собой некий аппендикс в ЦОД. Этот сегмент может быть построен по несколько иным принципам, нежели основная часть инфраструктуры. В этом сегменте будут более производительные каналы, системы обработки и хранения данных. Но я бы не сказал, что это принципиально меняет архитектуру ЦОД. Просто компаниям, стремящимся получить преимущества от Больших Данных, нужно быть готовыми создать сегмент, интегрированный в общую архитектуру ЦОД, но в то же время обладающий усиленными решениями для передачи данных, их анализа и хранения. Я бы не расценивал Большие Данные как революционный фактор, способный перевернуть архитектуру ЦОД. У Cisco есть решения для анализа данных (например, для SAP HANA) и для решения других задач (Hadoop и пр.), связанных с проблематикой Больших Данных, но, по сути, это те же решения, которые мы предлагаем для обычных задач в ЦОД. У них только немного иная конфигурация, расширенная память, увеличенная пропускная способность, гарантированная задержка и т. п. Мы адресуем одни и те же решения Cisco UCS сегменту Больших Данных и обычным ЦОД, ппоскольку основные преимущества – высокая интегрированность решений, снижение CAPEX и OPEX, минимизация информационных и операционных рисков, простота масштабирования, высокая надежность – одинаково важны как для традиционных корпоративных приложений, так и для сегмента Больших Данных.