Виталий Артемьев: «Мы видим, что 40- и 100-гигабитные технологии уже сегодня нужны российскому рынку» |
В преддверии второго международного Ethernet-форума, который проведет в конце октября «Журнал сетевых решений/LAN», Виталий Артемьев, территориальный менеджер Brocade по продажам продуктов для локальных сетей в России и СНГ, рассказал о стратегии компании в этой области.
- Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке сетевой инфраструктуры?
Рынок очень живой, на его развитие оказывают заметное влияние центры обработки данных. Именно в этом сегменте Brocade концентрирует усилия по продвижению своих продуктов. Компания, много лет успешно работающая на рынке коммуникационных продуктов Fibre Channel для сетей хранения (Storage Area Network, SAN), после покупки Foundry Networks в 2008-м распространила свою деятельность и на IP-сети. Облачные технологии, виртуализация, миграция виртуальных машин значительно меняют сетевой ландшафт ЦОД и приводят к лавинообразному росту объемов передачи данных между серверами, как теперь говорят, в направлении «запад–восток». Такая ситуация стимулирует повышение быстродействия интерфейсов, поддерживающих межсерверный трафик. Производительности традиционных 10-гигабитных портов уже не хватает, многие используют агрегирование линков. Если полтора-два года назад все только следили за развитием технологий, гадая, что придет на смену 10 Гбит/с, то сейчас интерес проявляется к 40- и 100-гигабитным технологиям, которые, как мы видим, уже нужны российскому рынку. Быстродействие 40 Гбит/с наиболее востребовано для межсерверного трафика ЦОД, в то время как 100 Мбит/с пользуется спросом в магистральных сетях операторов связи. Операторы модернизируют оборудование DWDM и переходят на быстродействие 100 Гбит/с на основе имеющихся волоконно-оптических кабелей в каналах связи. Внедрения ими сетевого оборудования с портами 100 Гбит/с можно ожидать в 2014-2015 годах. Мы начали с добавления 100-гигабитных портов в маршрутизаторы операторского класса NetIron MLX, а затем ввели 40-гигабитные порты в предназначенные для ЦОД коммутаторы VDX. Скачок спроса на 40 Гбит/с в ЦОД, как мне кажется, начнется после того, как производители интегрируют соответствующие адаптеры в системные платы серверов и технология станет действительно массовой.
- А что происходит со спросом на продукты, формирующие коммутационные структуры центров обработки данных?
Здесь спрос растет весьма высокими темпами. Если в области таких продуктов, как балансировщики трафика приложений, маршрутизаторы и коммутаторы, мы видим стабильно развивающиеся продажи, то устройства, входящие в состав коммутационных структур Ethernet (Ethernet fabric), заметно их опережают и выделяются на этом фоне. Во многом это связано с тем, что мы предлагаем заказчикам не отдельные устройства, а комплексные решения, как для небольших серверных комнат, так и для крупных географически распределенных ЦОД.
- Насколько, по вашему мнению, востребованы конвергентные технологии, позволяющие унифицировать инфраструктуру для передачи данных серверов и трафика сетей хранения?
Это тоже очень интересный момент. Такие инсталляции есть, но технологию FCoE нельзя назвать движущей силой рынка. Мы не видим, чтобы кто-то отказался от классической сети хранения или от Ethernet и захотел перейти к конвергентной среде. Кроме всего прочего, сети SAN и LAN обслуживают разные команды специалистов, относящиеся к различным департаментам. Они живут сами по себе, и такая ситуация, вероятно, сохранится в обозримом будущем. У нас есть несколько проектов, где конвергенция на базе FCoE является скорее приятным дополнением к функциональности коммуникационной инфраструктуры, поскольку позволяет связать между собой сеть Ethernet и существующую инфраструктуру Fibre Channel. В небольших организациях, которые доросли до сетей хранения, пока нет выделенных специалистов по Fibre Channel, но если такие компании будут быстро развиваться, то, вероятно, и здесь появятся отдельные команды.
- Какова ваша стратегия работы на сетевом рынке, где столь заметными преимуществами обладает один игрок?
В первую очередь, мы рассчитываем на технологические преимущества продуктов Brocade для сетей Ethernet. Когда компания вышла на этот рынок, стало ясно, что организации, длительное время использующие наши продукты для систем хранения, отнюдь не стремятся менять производителя оборудования локальных сетей, переходить на другие продукты, заново обучать персонал. Хотя и тогда в России было около десятка компаний, включая крупные, которые применяли оборудование Foundry, его поставки, скорее всего, осуществлялись по «серым» схемам. Если говорить о технологиях, которые способствуют продвижению Brocade на новом для компании рынке, то здесь наш флагманский продукт для центров обработки данных – система VCS, значительно повышающая эффективность сетевой инфраструктуры ЦОД. В области маршрутизации мы снабдили 100-гигабитными интерфейсами платформу NetIron MLX, которая проверена временем и уже много лет представлена на рынке. Системы NetIron MLX установлены в США в сети Internet2, где используется технология SDN, которая также поддерживается маршрутизаторами данной серии. Причем эта поддержка — сейчас протокола OpenFlow V 1.0, а вскоре и его версии 1.3 — производится в рамках существующей операционной системы, без изменения оборудования и разработки новых микросхем. Сегодня технологии программного конфигурирования особенно важны в магистральных операторских сетях, где способны упростить управление инфраструктурой и ее адаптацию к предоставляемым сервисам. Поддержка Brocade открытых стандартов и протоколов позволяет заказчикам не замыкаться только на наших продуктах и использовать, к примеру, наиболее популярные контроллеры SDN. В России крупнейшие операторы исследуют применимость технологий SDN для своих сетей. Маршрутизаторы MLX уже установлены в сетях ЦОД некоторых из них. Могу сказать, что большая часть Etnernet-бизнеса Brocade связана в России с новыми заказчиками, а не с теми, кто использует наши сети хранения.
- В Brocade поставили задачу увеличить долю продаж продуктов IP, которая должна превысить продажи решений SAN. Что для этого делается в России?
Классический для Brocade бизнес SAN, включая Россию, ведется только через OEM-партнеров, которые могут также поставлять и IP-продукты. Однако поставки последних осуществляются в основном через дистрибьюторский канал. С 2009 года нами проведена большая работа по формированию с нуля собственного канала продаж, где сегодня работают крупный дистрибьютор и десятки партнеров второго уровня. Сформирована логистика, организованы сервисный центр, гарантийное обслуживание и демолаборатория, проводятся тренинги и обучение технических специалистов. В результате в нашем регионе появилось значительное число сертифицированных инженеров, способных проектировать и обслуживать IP-сети Brocade. Характерно, что за последние полтора года около половины всех проектов партнеры инициируют и реализуют самостоятельно. Более десятка интеграторов, среди них – самые известные имена на отечественном рынке, имеют сотрудников, которые оценили возможности наших продуктов и инициативно продвигают их. Мы намерены и дальше развивать партнерскую сеть, хотя не ставим целью непременно обратить в свою веру каждого интегратора.
- С чем вы подходите к завершению финансового года?
Финансовый год Brocade заканчивается в октябре, а в России, как известно, проекты имеют тенденцию смещаться на четвертый квартал, так что о конкретных результатах лучше поговорим после их официального объявления. Могу лишь сказать, что мы рассчитываем на уверенный рост IP-бизнеса. В 2013-м, как и в прошлом году, когда продажи Ethernet-продуктов Brocade увеличились почти в два раза, более половины проектов связаны с поставками оборудования для сетей ЦОД. К примеру, началась реализация крупного проекта развертывания VCS в центре обработки данных компании, работающей в области энергетики. В следующем году мы также намерены акцентировать внимание на сетях ЦОД и совместно с партнерами уже проектируем архитектуру таких сетей нескольких крупных заказчиков.