Сергей Мищук: «Лучше всего приживаются в облаках малые и средние веб-проекты, небольшие системы ERP, а также инфраструктура виртуальных рабочих мест» |
По прогнозам IDC, к 2020 году на облачные сервисы придется почти треть доходов глобального рынка ИКТ, а именно — 777 млрд долл. Однако распространение облачных сервисов происходит неравномерно. Опросы заказчиков, проведенные на международном уровне, свидетельствуют, что большинство из них ожидают от облачных провайдеров качественных сервисов для проведения видео- и веб-конференций, решений для формирования инфраструктуры веб-сайтов, средств объединенных коммуникаций и приложений электронной торговли. Такие приложения предпочли бы получать из облака 42% опрошенных менеджеров компаний. Чуть меньшей популярностью пользуются у клиентов приложения для поддержки пользователей ИТ, облачные системы логистики, почтовые приложения, средства автоматизации офисной работы и обработки заказов (41-40% опрошенных). Эти усредненные мировые показатели в целом отражают настроения российских пользователей.
По словам технического директора DataLine Сергея Мищука, опыт его компании показал, что лучше всего сегодня приживаются в облаках малые и средние веб-проекты, небольшие системы ERP, а также инфраструктура виртуальных рабочих мест (Virtual Desktop Infrastructure, VDI). Кроме того, облачные ресурсы широко востребованы в процессе разработки и тестирования предприятиями новых корпоративных ИТ-систем.
Впрочем, здесь есть свои нюансы. Например, предоставление сервиса VDI сопряжено с определенными сложностями в части лицензирования Windows (с Linux это реализовать проще). К тому же окупаются подобные проекты, как правило, только в большом масштабе, отметил Мищук. Он также привел список приложений, которым пока не очень комфортно в облаках. Это высоконагруженные реляционные базы данных, банковские системы, все, что так или иначе связано с гостайной, обработкой тяжелой графики, решения для АСУ ТП.
Но почему же отдельные направления облачных сервисов развиваются быстрее других? Опыт показывает, что у всех участников рынка имеются собственные ожидания от облачной бизнес-модели, и обычно эти ожидания оправдываются не полностью из-за недостаточной готовности к переходу на новый тип организации ИТ. При этом у каждого участника рынка свои специфические проблемы, указывает Валерий Гущин, начальник отдела управления портфелем проектов департамента регионального развития «Ростелекома».
Возьмем для примера сегмент SaaS. Изначальные ожидания разработчиков таковы: они считают, что достаточно разработать востребованное качественное ПО для размещения в облаке, и коммерческий успех ему обеспечен. В свою очередь облачный провайдер полагает, что ему достаточно построить облачную инфраструктуру и сформировать сбалансированный портфель сервисов, учитывающий потребности абонентской базы. Наконец, потребители сервисов естественным образом рассчитывают на быстрое развертывание и масштабирование; они полагают, что провайдер учтет специфику их бизнеса, ожидают получить надежный, безопасный сервис и поддержку в ходе его использования, отмечает Гущин. Но это иллюзии.
Оказывается, что для достижения настоящего успеха разработчик должен иметь собственный канал сбыта и занимать существенную долю рынка. А чтобы обеспечить оперативную настройку приложений с учетом специфических требований заказчика, разработчику нужна развитая региональная сеть партнеров. Также выясняется, что разработчик еще не имеет требуемой для оказания услуг SaaS культуры сервисной компании, а его приложения не поддерживают режим множественного доступа, необходимый для массового сегмента. А еще разработанное ПО не подготовлено для интеграции с системой тарификации и биллинга сервис-провайдера. И к облачной модели не приспособлены схемы лицензирования приложений. Список проблем легко продолжить, причем не только за счет разработчиков. Как правило, неготовность демонстрируют и сервис-провайдеры.
Для качественного обслуживания клиентов провайдер SaaS должен иметь развитую региональную организационную структуру, координирующую свою операционную деятельность с большим числом разработчиков и пользователей. Кроме распределенной инфраструктуры ЦОД, сетей доступа, платформы виртуализации, систем учета у провайдера непременно должна быть развитая сквозная система мониторинга вплоть до уровня приложений, а также единая система технической поддержки для обеспечения выполнения SLA. Бизнес-модель провайдера должна быть гибкой и ориентированной на различные категории пользователей, от сегмента SMB до госструктур. Пока же не многие провайдеры ориентируются на широкий спектр заказчиков.
Проблемы готовности характерны и для самих потребителей облачных сервисов. Они зачастую не готовы смириться с тем, что не все их специфические требования к приложениям могут быть учтены провайдером и разработчиком. Да и сам заказчик должен адаптировать свой бюджет таким образом, чтобы в него можно было вписать сервисные контракты. На заказчика так или иначе возлагается администрирование учетных записей и прав конечных пользователей, контроль за непрерывностью и качеством получаемых сервисов, подготовка пользователей, иногда и организация инфраструктуры доступа к облаку. Перечисленные мероприятия нужно четко, своевременно организовать, обеспечить финансами. Увы, обычно это является сюрпризом для заказчиков облачных сервисов.
Еще одной важной темой диспут-клуба стала безопасность облаков. В этой сфере эксперты выделяют два основных аспекта: соответствие требованиям законодательства и управление рисками. Участники дискуссии попытались выяснить, что именно вызывает опасения у пользователей облачных сервисов, насколько эти опасения обоснованы, как разделяются зоны ответственности провайдера и клиента, как минимизировать риски.
«Главное – возможность эффективного использования облачных сервисов в процессе работы. Все остальные факторы отходят на второй план, – заявил в рамках панели, посвященной вопросам безопасности облачных сред, Михаил Кадер, заслуженный инженер Cisco. – 100-процентная безопасность в любом случае невозможна, поэтому нужно оценить, насколько факторы риска влияют на жизнедеятельность компании».
Провести такую оценку нетрудно, если речь идет о небольшом облачном проекте малого предприятия, но весьма затруднительно в рамках крупного корпоративного проекта.
Соответственно, чем сложнее задачи, за которые отвечает облачное приложение, тем меньше готовность участников рынка: разработчикам сложнее адаптировать свой продукт к облачной модели, провайдерам — организовать сервис и обеспечить его безопасность, а пользователям — интегрировать облачную модель в свою бизнес-среду. Налицо диссонанс, вызванный обнаруженным несоответствием ожиданий от облачной модели и накопленной практики ее применения в масштабных проектах. Поэтому пока ее главным двигателем остается малый и средний бизнес — как в России, так и во всем мире.