Карл-Хайнц Штрайбих: «Обработка сложных событий — ключ к созданию цифрового предприятия» |
Попутно он выступил перед журналистами с сообщением по теме «Цифровое предприятие – ключ к успешному бизнесу». С недавнего времени «цифровое предприятие» стало частью нового девиза Software AG — «Прощай, традиционный бизнес. Здравствуй, цифровое предприятие». Следуя этому лозунгу, компания намеревается создавать технологии, которые должны стать основой для очередной, четвертой по счету промышленной революции — на сей раз революции данных, для создания новой индустрии, которую еще называют Industry 4.0. Штрайбих рассматривает проблему и на национальном уровне: «Вместе с Industry 4.0 Германия открывает для себя возможность совместить преимущества в области промышленного производства и в области корпоративного компьютинга и занять более выгодную позицию при создании Интернета вещей».
Штрайбих считает, что революционные скорости не должны нарушить верность еще одной корпоративной максиме — «Будущее нуждается в наследии», подчеркивающей, что компания сохраняет традиционные наработки, уходящие корнями во времена ее основания, в конец 60-х, и сочетает их с приобретенными новейшими технологиями. Он подчеркнул, что роль наследия особенно заметна в России, где со времен мэйнфреймов и мини-ЭВМ сложилось особое отношение к СУБД ADABAS и были созданы ее многочисленные клоны. По его словам, был период, когда на их общую долю приходилось до 80% всех внедрений СУБД в стране.
Повышенное внимание Software AG к намечающейся революции и созданию предпосылок Industry 4.0 понятно, сейчас для нее открывается новая ниша, поскольку именно эта компания предлагает средства для информационного перевооружения предприятий, и она вполне обоснованно претендует на лидерство в начинающемся процессе. В ее пользу говорит то, что компания входит в число крупнейших производителей корпоративного ПО, и хотя она в общем списке во втором десятке, но, в отличие от многих, стоящих выше, Software AG специализируется не на дорогостоящих приложениях, а на платформах для приложений, и их используют более 2 млн разработчиков. Плюс к тому она опережает многих по скорости роста.
Несмотря на очевидный маркетингово-революционный пафос речей и лозунгов, актуализация всего, что связано с данными, больше похожа на эволюцию, чем на революцию. В отличие от других имевших место перемен, здесь не предполагается полное отрицание прошлого, поэтому практически весь накопленный Software AG багаж, за редким исключением, может быть использован для создания цифрового предприятия будущего. Более того, по тому, как формировалась продуктовая линейка, легко проследить процесс формирования «революционных предпосылок».
Штрайбих остановился на четырех составляющих платформы для цифрового предприятия. Первая и главная — ADABAS, на протяжении четырех с небольшим десятков лет остающаяся единственным продуктом Software AG, и Natural, язык класса 4GL. По сей день эта пара, работающая на всех мыслимых операционных систем и аппаратных платформах, вполне конкурентоспособна, обладая высочайшими показателями производительности, надежности, простоты администрирования, стоимости владения и способностью работать с неограниченными объемами данных.
Только в 2007 году было сделано первое крупное приобретение — куплена компания webMethods, которая еще в 1998 году одной из первых предложила идею сервисных технологий, ее же сотрудниками в 2001 году был разработан язык Web Interface Definition Language. Название webMethods внутри Software AG сохранилось, под ним сегодня выпускаются технологии для совершенствования бизнес-процессов, интеграции информационных систем и управления бизнес-процессами в масштабе всей организации, а таже анализа эффективности и совершенствования бизнес-деятельности.
Вторым крупным приобретением (и третьей составляющей), сделанным в 2009 году, стала компания IDS Scheer AG, европейский лидер в области управления бизнес-процессами. Таким образом в номенклатуре появилась платформа ARIS — инструмент проектирования, документирования и анализа бизнеса, для профессионального проектирования и документирования всех элементов архитектуры предприятия, анализа созданных моделей по различным параметрам и интеграции с различными информационными системами.
Четвертой составной частью платформы Software AG стали продукты купленной в 2011 году компании Terracotta, лидера по части вычислений в памяти и облачных технологий. Их преимущества для бизнеса — в более быстром принятии решений, уменьшении инвестиций в ИТ-инфраструктуру, ускорении обработки задач примерно в 100 раз, а для ИТ — прежде всего в уменьшении потребного количества серверов.
Как бы то ни было, все эти четыре компонента остаются наследием, если пользоваться предложенной терминологией, а для Industry 4.0 нужны принципиально новые решения. Вот почему значимым шагом в будущее стало недавнее приобретение у Progress Software платформы Apama, одной из лучших систем для обработки сложных событий (Complex Event Processing, CEP). Теоретической основой CEP являются идеи профессора Дэвида Лукхэма, они изложены в книге «Сила событий» (The Power of Events), признанной катехизисом «революции в ИТ, стимулированной событиями». Его ученики создали саму систему и компанию Apama, в 2006-м ее купила Progress и «положила на полку». Потенциал этой мощнейшей технологии прежним владельцем был явно недоиспользован, CEP применялась только на финансовых рынках в системах автоматизации трейдинга (Algorithmic Trading), системах валютных торгов (Foreign Exchange Aggregation), хотя сфера гораздо шире. Software AG намеревается по максимуму использовать возможности Apama для создания предприятия, работающего в реальном времени. И еще открываются хорошие перспективы у Terracotta — ведь данные в реальном времени нужно не только собирать, но еще и анализировать, а для этого требуются качественно новые системы с «аналитикой в памяти». На рынке есть продукты QlikTech, Tableau и Tibco, но это скорее средства индивидуального пользования, а на корпоративном уровне пока аналогичных готовых средств, нет. Software AG хочет занять эту нишу, используя функционал Terracotta.