Новый сервис может превратиться в достаточно мощное аналитическое средство в руках любого бизнес-пользователя. Источник: IBM |
Представленная IBM бета-версия интерактивного сервиса Watson Analytics должна помочь пользователям в поиске ответов на заданные вопросы и выявить тенденции, связанные с наборами корпоративных данных.
«Новый сервис может превратиться в достаточно мощное аналитическое средство в руках любого бизнес-пользователя, – заявил вице-президент IBM по маркетингу средств бизнес-анализа Эрик Солл. – Традиционные инструменты бизнес-анализа остаются слишком сложными для бизнес-менеджеров. Им трудно получить необходимые данные. Неспециалисту тяжело анализировать информацию и использовать соответствующие инструменты. Watson Analytics пытается оптимизировать этот процесс».
Системы, поддерживающие общение на естественном языке, все чаще появляются в человеко-машинном интерфейсе. В роли виртуальных персональных помощников, отвечающих на некоторые простые вопросы пользователей, выступают сегодня Apple Siri, GoogleNow и Microsoft Cortana.
Watson Analytics тоже работает в аналогичном ключе. Система отвечает на вопросы, заданные на естественном языке, избавляя пользователей от необходимости составлять SQL-запросы, управлять сложными статистическими пакетами и писать код для синтаксического анализа при обработке больших наборов данных.
Работы проводятся в рамках инициативы, направленной на перевод технологий Watson в коммерческую плоскость. На эти цели компания IBM выделила 1 млрд долл.
Система Watson была разработана подразделением IBM Research для участия в игровом шоу Jeopardy в 2011 году, где с машиной соперничали люди. При поиске ответов на задаваемые вопросы использовались технологии обработки естественного языка и аналитические средства, а также множество источников структурированных и неструктурированных данных.
После этого компания IBM приступила к переводу технологии Watson на коммерческие рельсы, выявляя отрасли, которые могли бы получить выгоду от когнитивных решений такого рода. К ним в первую очередь относятся здравоохранение, финансовые институты и правоохранительные органы.
В начале текущего года IBM представила инструментарий Watson Discovery Advisor, предназначенный для исследователей, глубоко погружающихся в какую-либо специальную область знаний – химию, клеточную биологию и т.д.
Еще один представленный сервис, Watson Engagement Advisor, использует технологии искусственного интеллекта для оказания клиентам необходимой поддержки.
Система Watson Analytics предназначена скорее для поиска ответов на более общие вопросы в интересах среднего бизнес-менеджера. Сервис хорошо подходит для людей, которые трудятся в сфере маркетинга или продаж, заняты операционной и финансовой деятельностью, а также работают в области управления персоналом.
Сервис ориентирован на бизнес-пользователей, выполняющих сегодня большую часть аналитических функций с помощью электронных таблиц или традиционных инструментов бизнес-анализа.
Менеджер по продажам, к примеру, мог бы определить, какие незавершенные сделки будут закрыты с наибольшей вероятностью. А менеджер по управлению персоналом получил возможность оценить преимущества, которые сулит компании отказ сотрудников от поиска работы в другом месте.
«Сервис оптимизирует большинство задач, которые обычно связаны с упреждающим анализом», – пояснил вице-президент исследовательской компании IDC по вопросам бизнес-анализа Дан Вессет.
С помощью Watson Analytics можно было бы, например, подготовить и очистить новый набор данных, представив его в формате, удобном для анализа. Выполнять такую работу вручную очень трудоемко. По оценкам IBM, подготовка данных при выполнении анализа может занимать до 60% от общих затрат времени.
Ожидается, что в конечном итоге большая часть пользовательских данных будет представлена в структурированном формате, в виде таблиц базы данных. Специалисты IBM работают над созданием коннекторов для передачи из других приложений или сервисов наподобие Salesforce.com полуструктурированной информации.
Сервис позволяет изучить набор данных и выявить статистические алгоритмы и средства визуализации, которые лучше всего к нему подходят. Таким образом, пользователи будут избавлены от необходимости принимать технические решения подобного рода.
«На мой взгляд, в IBM сумели собрать вместе целый ряд очень важных компонентов, – подчеркнул Вессет. – Здесь присутствуют средства обработки естественного языка, машинного обучения, когнитивной аргументации, очистки и форматирования данных, проведения предварительного анализа и визуализации. Вместо того чтобы заниматься перетаскиванием по экрану секторных диаграмм, вы описываете на естественном языке то, что хотите увидеть, а система уже сама выбирает наиболее подходящие инструменты визуализации».
На следующем этапе IBM предстоит сформировать для своего сервиса оптимальную пользовательскую базу. Watson Analytics следует предлагать не ИТ-специалистам, а бизнес-менеджерам, обладающим хорошими знаниями своего бизнеса и предметной области. Компания IBM и ее партнеры должны понять это и распространять свой сервис среди подходящей аудитории.
У IBM имеются и более традиционное аналитическое программное обеспечение и сервисы, например, Cognos Business Intelligence Suite и SPSS (Statistical Package for the Social Sciences).
В ближайшее время корпорации предстоит выбрать из круга претендентов тех, кто получит возможность испытать бета-версию. Запуск сервиса ожидается в ноябре.
Структура ценообразования Watson Analytics еще не объявлена. IBM собирается предлагать сервис бесплатно для решения относительно простых исследовательских задач, а для его крупномасштабного использования будут определены платные тарифные планы.