В Санкт-Петербурге в Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) выступил с лекцией профессор Стэнфордского университета Генри Ицковиц, известный в мире по сформулированной им концепции инновационного развития общества Triple Helix («Тройная спираль»). Выступление ученого было интересно не столько общим описанием модели взаимодействия государства, частных компаний и университетов (эта модель в России уже известна), сколько акцентом на ряд важных вопросов, которые часто воспринимаются, по мнению Ицковица, неправильно.
Отдавая должное частному инновационному бизнесу, он больше говорил о роли университетов и государства. У университетов есть уникальный ресурс — студенты. Государство же обеспечивает принятие необходимых для инновационного развития законов, а также финансирует исследования. Считается, что многие компании, например Google, возникли и развивались как частные, без привлечения бюджетного финансирования. Однако, по словам Ицковица, это не совсем так: «Когда рассказывают про создание Google, вспоминают о встрече двух парней, которые решили основать новую компанию и нашли под свою идею финансирование. Однако при этом почти никто не говорит о том, что прежде эти два парня участвовали в большом государственном исследовательском проекте, в рамках которого и был разработан алгоритм поиска для создаваемой компании».
И фундаментом для создания всех высокотехнологичных компаний Кремниевой долины тоже послужили результаты подобных проектов. Многие из них проводились по заказу Пентагона.
Частные компании также занимаются исследованиями, результатом которых становится появление принципиально новых технологий. Однако эти компании обеспечивают только примерно 20% всех инвестиций в науку. Остальные 80% приходятся на государство.
Студенты важнее
История говорит о том, что инновационная активность возникала вокруг отдельных передовых университетов, в которых создавалась среда, благоприятная для высокотехнологичного предпринимательства. В этих вузах сначала появлялись лидеры, которые инициировали преобразования. «Не обязательно эти лидеры должны быть ректорами. В Стэнфорде инициативу в свои руки взял проректор, а в Массачусетском технологическом институте — профессор геологии», — говорит Ицковиц. При этом он напомнил, что Стэнфордский университет не всегда считался одним из лучших университетов мира. Несколько десятков лет назад это было среднее по американским меркам высшее учебное заведение, в котором дети богатых людей могли неплохо провести время.
Помимо проведения всех нужных преобразований необходимо найти хороших преподавателей и хороших студентов. При этом, как считает Ицковиц, важнее искать талантливых выпускников школ. Практика показывает: при хороших студентах уровень профессорского состава поднимается, а вот с плохими даже лучшие преподаватели ничего не могут сделать.
В связи с этим встает вопрос государственного финансирования системы среднего образования. Если оно недостаточное, то много хороших студентов появиться не может. «Далеко не все это понимают. В Калифорнии можно провести любое важное решение через голосование жителей штата. В XIX веке благодаря такому голосованию появился Калифорнийский университет. В наши дни эта процедура принятия решения привела к негативному результату, — считает Ицковиц. — Граждане посчитали, что нужно снизить налоги, а это в свою очередь привело к сокращению расходов и разрушению системы школьного образования».
Необходимость поиска хороших студентов ректорат НИУ ИТМО, в котором выступил профессор Ицковиц, понимает. Не случайно университет является рекордсменом по количеству побед на командном чемпионате мира по программированию среди студентов. Девиз НИУ ИТМО — «Берем всех!». Речь, конечно, идет только о талантливых выпускниках школ. Они отслеживаются представителями вуза на территории всего постсоветского пространства.
О специфике применения Triple Helix в России после выступления Ицковица несколько слов сказал Филипп Казин, начальник департамента проектной и инновационной деятельности НИУ ИТМО: «С середины нулевых многие российские вузы через различные государственные программы получили финансирование. Деньги из бюджета и новые законы благоприятствуют созданию среды для инновационной деятельности. Государство начало выполнять свою роль. Теперь нужно самим университетам развиваться».