Решение, разработанное авторами программы «Пряники» из компании «Технологии защиты», должно обеспечить онлайн-мотивацию персонала. Конечная заявленная цель — закрепить статус T-Systems как работодателя мечты.
Между тем для значительной части нанимаемых специалистов компания как раз не становилась лучшим местом работы: хотя штат российских офисов T-Systems за последние два года увеличился более чем вдвое, многие сотрудники не задерживались в компании.
«Рекрутинговая машина работает на полную мощность. Ежемесячный прирост численности персонала — примерно 10 человек. Такие темпы роста мы хотим сохранить. Однако заметили, что полученные результаты даются большой ценой: имеющийся прирост штата обеспечивается тем, что ежемесячно мы принимаем на работу 15-25 человек», — рассказал Алексей Тоскин, генеральный директор российского подразделения T-Systems.
Показатель текучести кадров оказался слишком высоким даже с учетом того, что большая часть нанимаемых специалистов представляет поколение родившихся после 1981 года. Такие сотрудники легко меняют работу. Они зачастую могут сорваться и перейти в другую компанию даже без каких-либо серьезных причин. О финансовых потерях от текучести кадров можно судить по тому, что на поиск и прием на работу одного специалиста компания тратит в среднем около 100 тыс. руб.
Опрос, который проводится в компании каждые полгода, показал, что 60% сотрудников не получали за последнюю неделю ни одной похвалы или награды. Это может быть одной из причин недостаточной моральной удовлетворенности специалистов. Особенно важна обратная связь и поощрение руководителя для молодых сотрудников, на которых приходится почти две трети штата.
Кроме того, примерно треть респондентов понятия не имела о принятых в компании корпоративных ценностях, что, возможно, не позволяет им почувствовать себя частью единой команды. При большом притоке новых специалистов (80% сотрудников работают в компании не более двух-трех лет) донести эти ценности до каждого оказывается непросто.
Формирование единой команды усложняется еще и тем, что во всех четырех офисах T-Systems в России работают люди с заметно отличающимся менталитетом. В настоящее время в центрах разработки в Петербурге, Воронеже, Москве и Екатеринбурге работает около 1 тыс. сотрудников.
С внедрением системы геймификации руководство компании рассчитывает привить своим работникам культуру взаимоотношений (в частности, высказывание слов благодарности и поощрения друг друга), стимулировать обмен знаниями и опытом внутри коллектива и повысить интерес к размещаемой на внутреннем портале информации. Новым сотрудникам такая система должна помочь более плавно войти в рабочий коллектив и быстро усвоить корпоративную культуру компании.
Система, которая интегрирована с внутренним порталом, предусматривает использование игровых механик во время рабочего процесса. В качестве награды сотрудникам выдается виртуальная валюта «мегабайты», с помощью которой руководители и рядовые сотрудники могут благодарить друг друга. За каждое действие дается определенное количество «мегабайтов», которые впоследствии могут быть потрачены на покупку сувенирной продукции во внутреннем магазине. В основе системы лежат инструменты социальных сетей, благодаря которым сотрудники могут самостоятельно размещать статусы, делиться новостями, комментировать и оценивать их, а также участвовать в опросах и тематических обсуждениях.
Геймификация не затрагивает основной рабочий процесс — разработку заказного ПО и внедрение корпоративных систем SAP. Она касается только таких вопросов, как обучение, менторство, организация совместного досуга (например, занятие спортом или поход в музей), участие в общественно полезных мероприятиях и многих других.
«По первому месяцу можно пока только судить о том, что система вызвала большой интерес. В ней зарегистрировалось 80% сотрудников компании, прежде всего молодежь. Подтвердились предположения о важности для сотрудника похвалы даже за незначительное его действие», — говорит Елена Красникова, руководитель отдела маркетинга и коммуникаций T-Systems в России.
В итоге руководство рассчитывает увеличить средний срок работы в компании с года до трех и повысить лояльность сотрудников. О том, насколько удастся продвинуться в достижении этих целей, можно будет судить еще не скоро. Красникова считает, что положительный эффект в любом случае будет хотя бы от появления традиции благодарить друг друга.