Развитию рынка электромобилей в России мешает множество факторов — среди них и недостаточность стимулов и льгот для их владельцев (пока они ограничиваются беспошлинным ввозом и бесплатной парковкой в Москве), и ограниченность нормативной базы, но главное — отсутствие доступной сети заправок, считает Осокин. Поэтому, пояснил он, в Revolta Motors приняли решение инвестировать в проект ЭМИ («электромобильная инфраструктура») по созданию такой сети, а в Yota поддержали это начинание, добавил генеральный директор Yota Анатолий Сморгонский.
Это не первая попытка создать в России сеть «электрозаправок», но, в отличие от конкурентов, Revolta Motors и Yota решили изменить принципы их размещения. Новые заправки будут открываться только в объектах коммерческой недвижимости — торгово-развлекательных центрах, при ресторанах, отелях и т. д., а если речь идет о трассе — то только при АЗС, которые оборудованы также кафе и магазинами. Так что владельцу не придется думать, где и как провести время, требуемое для подзарядки его автомобиля, — а это может занять от часа до 8 часов. Помимо этого, Yota обеспечит все заправки в сети ЭМИ SIM-картами для передачи данных внутри этой сети, а ввозимые Revolta Motors электромобили — безлимитным Интернетом для их удаленной диагностики и обновления программного обеспечения. Это позволит владельцам электрокаров, зайдя на сайт сети ЭМИ, узнать, какие из заправок сейчас свободны, а в перспективе — даже забронировать место и время для зарядки. По словам Сморгонского , Yota планирует активно продвигать эту сеть заправок, в частности, продавая карты сети на своих торговых точках.
Начальный объем инвестиций в проект ЭМИ составляет 100 млн руб. Это должно окупить затраты на первых двух этапах его реализации — в 2015-м и 2016 году соответственно. На первом планируется открыть как минимум сотню заправочных станций в Москве и Санкт-Петербурге, одна уже оборудована в московском торговом центре на Новом Арбате. Как пообещал Осокин, сначала заправка на них будет бесплатной. На втором этапе будет построено еще столько же заправок в других российских городах — Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, а также в Сочи. Каждая из заправочных станций будет иметь две точки для подзарядки, таким образом, суммарное количество зарядочных мест составит около 400. Инициаторы проекта планируют оснастить парой зарядочных станций и строящуюся сейчас трассу Москва — Санкт-Петербург, а в перспективе не исключено, что сеть электрозаправок появится на пути, соединяющем Москву с европейскими государствами.
Эти меры, считают в Revolta Motors, должны подстегнуть российский рынок. Вместе с появлением в нашей стране доступных электрокаров, не только Tesla, но и китайских производителей, создание полноценной зарядочной инфраструктуры положительно скажется на результатах продаж уже в ближайшем будущем. Осокин рассчитывает, что уже в 2015 году продажи электрокаров вырастут как минимум в три раза, и хотя разница с другими странами останется значительной, первый шаг на пути создания у нас массового рынка будет сделан.