Аналитики J’son & Partners Consulting подсчитали, что продажи SIP-телефонов на российском рынке в 2014 году выросли за год на 16%, составив 216 тыс. единиц; лидером в данном сегменте названа компания Yealink с долей в 42%. Ведущий поставщик продукции Yealink на наш рынок — компания «АйПиМатика». В интервью Computerworld Россия ее генеральный директор Михаил Усов рассказал об актуальных тенденциях в индустрии корпоративных коммуникаций.
- Как концепция облачных вычислений повлияла на рынок коммуникационных решений корпоративного класса?
Прежде всего меняется структура спроса на телефонное оборудование и услуги телефонии. Многие телекоммуникационные операторы сейчас пытаются расширить набор услуг за счет предложений, востребованных рынком. Виртуальная, или облачная, АТС — одна из услуг такого рода. Однако недостаточно лишь включить ее в перечень услуг. Опыт успешных провайдеров показывает, что распространение облачных сервисов для корпоративных коммуникаций сильно зависит от их рекламы. Для пользователей, конечно, важны удобные настройки, простое подключение, но для начала клиенты должны знать, к кому обратиться за услугами и какое оборудование им понадобится. Например, компания «Манго Телеком» не просто предлагает услугу виртуальной АТС и активно рекламирует ее, но еще и предоставляет клиентам специальное оборудование. Это оборудование «Манго Телеком» в больших объемах приобретает у нас. Таким образом распространение облачных вычислений одновременно стимулирует продажи и виртуальных АТС, и оборудования для их реализации.
- В каких сегментах влияние облачных вычислений наиболее ощутимо?
Основной заказчик облачных АТС — очень небольшие компании. От владения собственными аналоговыми или цифровыми АТС обычно отказываются либо компании с небольшим числом сотрудников, либо предприятия с распределенной структурой, которым удобнее с помощью облачных АТС объединить свои подразделения в общую коммуникационную сеть. Зачастую у малых компаний недостаточно средств для покупки своей АТС, чтобы организовать полноценные корпоративные коммуникации. Облачные технологии позволяют им сделать это. Хотя операторы облачной телефонии активно продвигают свои продукты, пользователям все же трудно сориентироваться. В этих условиях одним из важных конкурентных преимуществ оператора становится пакетное предложение для клиента. И для перехода к облачной модели очень важно наличие в этом пакете совместимого оборудования для рабочих мест.
- Как меняется спрос на оборудование из-за распространения облачной телефонии?
По мере того, как облачные АТС набирают сторонников, замедляется рост продаж аппаратных АТС. По прогнозам J’son & Partners Consulting, продажи услуг виртуальных АТС в ближайшее время будут увеличиваться на 30% в год, а рост продаж «железных» АТС составит примерно 4-5% в год. В абсолютных показателях продаж традиционные офисные АТС пока лидируют, но все идет к тому, что виртуальные станции их обгонят. При этом спрос на терминальное оборудование, особенно, на телефоны, неуклонно растет.
- Продажи аналоговых телефонов тоже растут?
Общая тенденция такова – при расширении и создании новых офисов компании отдают предпочтение современному оборудованию — IP-телефонам и IP-АТС. А если в компании имеется коммуникационная инфраструктура прежнего поколения, переход к современным коммуникациям и к облачной модели обычно осуществляется при помощи шлюзов или путем привязки унаследованных аналоговых и цифровых АТС к облачной телефонной станции. В этом случае некоторые закупают и традиционные телефоны. Вообще стратегии перехода к облачным коммуникациям могут быть разными.
- Возможна ли полная смена модели финансирования коммуникационных систем с CAPEX на OPEX в результате перехода к облачной телефонии?
Скорее всего, это невозможно. Есть небольшое число предприятий, чей бизнес связан с обслуживанием пользователей, которым не нужны настольные телефоны, — вместо них они используют ПК с установленным коммуникационным клиентом и гарнитуру. Это могут быть, например, провайдеры открытых офисных пространств. Такие компании, пожалуй, могут обойтись без капитальных вложений в коммуникационную среду и, купив услуги облачной АТС, перейти к финансированию по модели OPEX. Но если предприятие заинтересовано в том, чтобы использовать стационарные IP-телефоны, то капитальные вложения сделать придется. Терминалы и сейчас недешевы. Порой именно это обстоятельство становится барьером для перехода к IP-телефонии и облачным коммуникациям.
- Как распространение облачных технологий повлияло на стратегию «АйПиМатики»?
Мы продолжаем наращивать продажи терминалов. Этот бизнес растет быстрее, чем продажи АТС или шлюзов. Но наша главная задача остается прежней – обеспечить совместимость телефонов с различными коммуникационными платформами. Только если раньше мы акцентировали внимание на совместимости телефонов с «железными» АТС, то теперь в фокусе – сопряжение с виртуальными телефонными станциями. Одно из наших преимуществ в том, что мы готовы удовлетворить запросы заказчиков по доработке телефонов. Например, по просьбе «Манго Телеком» мы попросили вендора доработать телефоны таким образом, чтобы они отображали остаток денежных средств на балансе абонента по завершении разговора или при нажатии специально запрограммированной кнопки. Большое внимание мы уделяем автоматической удаленной настройке телефонов, которая позволяет операторам существенно экономить на обслуживании терминалов, предоставляемых клиентам. Еще одно важное направление бизнеса связано с продвижением видеорешений для корпоративных заказчиков – SIP-видеокамер, абонентских терминалов ВКС, видеорегистраторов и др. Здесь присутствуют и набирающие популярность облачные сервисы для ВКС и видеонаблюдения, оборудование для которых мы также поставляем.
- Вы неоднократно упомянули «Манго Телеком». Это ваш партнер или конкурент?
Для нашего бизнеса, связанного с поставками IP-АТС, — конкурент. Но на рынке IP-телефонов «Манго Телеком» — один из наших лучших партнеров, с которым у нас имеется дилерское соглашение. Для нас важно следовать основополагающим тенденциям рынка, таким как распространение облачных решениям. Поэтому мы в целом рассматриваем «Манго Телеком» как стратегического партнера. Мы очень тесно взаимодействуем при совершенствовании продуктов и сервисов, проводим совместные маркетинговые акции.
- Как обеспечить преемственность поколений в корпоративных коммуникационных системах, учитывая появление новых стандартов и протоколов, таких как WebRTC?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какие именно новые стандарты и технологии планируется использовать вместе с унаследованной инфраструктурой. Если говорить о технологии WebRTC, которая позволяет осуществлять видеозвонки прямо из браузера, то она несет в себе некоторые возможности для клиентов, нацеленных на реализацию корпоративных коммуникаций без специального оборудования. Но такую технологию нельзя рассматривать как замену настольным телефонам. Скорее это дополнительный сервис, позволяющий клиентам позвонить прямо с сайта. Возможно, какие-то компании уже готовы полностью отказаться от традиционных телефонных систем и полностью перейти на WebRTC, но пока эта технология еще не достаточно зрелая и не может обеспечить тот функционал, который дает бизнесу современная IP-телефония. Что касается других стандартов, например, в области мобильной связи, то для их интеграции в действующую систему коммуникаций заказчики могут использовать гибридные технологии и шлюзы. Это позволяет совместить унаследованные аналоговые, цифровые или IP-системы, а также «железные», облачные, стационарные или мобильные коммуникационные системы в одно целое. Наши заказчики проявляют большой интерес к различным шлюзам, например, к шлюзам VoIP-GSM, к АТС, путем добавления в которые небольшого модуля можно получить линию мобильной связи стандарта GSM. Мы и сами активно используем такие гибриды, например, используем и облачную телефонию «Манго Телеком», и собственную аппаратную АТС, и линии GSM, и традиционные аналоговые линии в качестве резервной связи на случай отключения Интернета.
- «АйПиМатика» тесно сотрудничает с азиатскими поставщиками коммуникационных продуктов. Велико ли их влияние на российском рынке?
Влияние азиатских игроков очень ощутимо. В 2005 году, начиная сотрудничество с компанией Yealink, мы рассчитывали найти поставщика качественного оборудования по конкурентоспособным ценам, обладающего полной линейкой. Мы наблюдали, как с тех пор росли качество и функциональные возможности оборудования этого вендора из КНР. В 2013 году компания вошла в пятерку крупнейших производителей IP-телефонов, а сейчас Frost&Sullivan называет его вторым в мире по доле рынка. В 2014 году наша компания продала в России, Белоруссии и Казахстане более 90 тыс. телефонов Yealink. Что касается производителей шлюзов и IP-АТС, таких как компания Yeastar, с которой мы сотрудничаем с 2007 года, то ее рост тоже очень заметен. Доля этого вендора на рынке пока скромна, но его уже включили в свои отчеты ведущие аналитики. Это говорит о признании бренда Yeastar, в том числе и в России.
- Как вы оцениваете предварительные итоги первого полугодия, и чем год завершится?
Итоги первых шести месяцев оказались лучше, чем ожидалось в начале года. Первый квартал был очень сложным – продажи упали на 40%. Но во втором квартале произошло оживление. Продажи растут, в работе есть проекты, которые не только обсуждаются, но и реализуются. Возможно, к концу года мы выйдем на те же объемы продаж в рублевом выражении, которые были достигнуты в 2014 году. Это связано с тем, что рынком более востребованы экономичные модели. Основным драйвером останутся телефоны и шлюзы. Продажи АТС, конечно же, замедлятся.