Компании предлагают центры обработки данных, облачную инфраструктуру, сервисы объединенных коммуникаций и совместной работы, а также сервисы по управлению отношениями с клиентами.
Для Microsoft облачные технологии — один из стратегических приоритетов. Важным преимуществом своего подхода к решению задач заказчиков в корпорации считают предоставление им свободы выбора в использовании технологий. Клиенты могут развернуть облака в своих ЦОДах, разместить приложения непосредственно в Azure или в облаках партнеров корпорации, а также комбинировать все три способа, в зависимости от потребностей и конкретных решаемых задач.
«Технический прогресс в ИТ-отрасли подталкивает клиентов распределить свою ИТ-инфраструктуру между собственным ЦОДом, Microsoft Azure и российским сервис-провайдером в зависимости от того, где удобнее, безопаснее и эффективнее размещать элементы ИТ-инфраструктуры экономически, с возможностью единого централизованного управления, — говорит Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека». — Программа COSN Russia как раз и развивает третью составляющую – российских сервис-провайдеров».
«Участие в программе позволяет нам стандартизировать наши услуги, сделав их аналогичными Microsoft Azure и Office 365, — объясняет присоединение к программе Леонид Аникин, руководитель департамента облачной инфраструктуры компании Softline. — Клиентам уже не нужно объяснять преимущества переноса инфраструктуры в облако, а Microsoft предлагает лучший на рынке функционал по интеграции собственной инфраструктуры с инфраструктурой в облаке».
Партнеры, предоставляющие в своих ЦОДах сервисы, созданные на базе технологий Microsoft, объединены в программу Cloud OS Network (COSN), действующую в 42 странах. Причина запуска партнерских программ в том, что с момента появления облачных сервисов Microsoft Azure заказчики в разных странах стали обращаться в Microsoft с вопросами, связанными с наличием специфики ведения бизнеса, поддержки на родном языке и локализованного интерфейса портала управления. Широкие возможности кастомизации решений партнерами корпорации позволило «приблизить» технологии к нуждам заказчиков, создать решения для самых разных категорий клиентов.
В России услуги провайдеров в рамках COSN также доступны, однако в нашей стране силами российского офиса корпорации запущена и специальная расширенная программа — Cloud OS Network Russia. Если в рамках глобальной программы предоставляются только сервисы IaaS, то в российском варианте есть и другие, в том числе, по модели SaaS.
Алексей Бахтиаров, генеральный директор компании Infobox, полагает, что в Microsoft предвосхитили запросы клиентов о возможности использовать не только сервисы самой Microsoft, но и сервисы локальных хостеров. Одна из причин появления таких запросов, по его словам, в том, что чем больше компании хранят в облаке данных, тем выше у них требования к скорости отклика сервера. «Конечно, скорость доступа до дата-центра в России будет выше. Отдельные заказчики вообще просят предоставить выделенные оптоволоконные каналы от дата-центра до местоположения компании, — говорит он. — Только локальный провайдер в состоянии это обеспечить». Среди других отмечаемых Бахиаровым преимуществ локальных провайдеров — большая гибкость в части кастомизации, поддержка на русском языке, отношения, регулируемые договором в рамках российского законодательства, зафиксированные в рублях цены.
При этом специалисты Microsoft помогают партнерам в развертывании новых продуктов. Совместными силами сотрудников корпорации и сервис-провайдера выполняется проверка архитектуры решения, соответствие документации тому, что реально внедрено. Анализируются настройки решения, процесс эксплуатации, в том числе на предмет безопасности – действительно ли приложения заказчиков изолированы друг от друга, как провайдеры ставят обновления, как обеспечивают защиту от вирусов и т. д. В общем, принимаются все меры для того, чтобы с технической точки зрения российские решения были на уровне лучших мировых образцов в своем классе.
Некоторые партнеры программы Cloud OS Network Russia тестируют решения на ранней стадии, присылая в корпорацию отзывы и замечания, что устраивает, что нет, например, возможно долго разворачиваются виртуальные машины, или не слишком оперативно отвечает служба поддержки. Вместе с провайдером специалисты Microsoft эти замечания устраняют. При обращении провайдера за помощью в случае возникновения проблем, когда что-то не работает или работает не так, подключается либо консалтинговая служба Microsoft, либо служба премьер-поддержки, находящая решение вплоть до выпуска исправления под нужды конкретного провайдера.
Помимо помощи в построении решений с технической стороны специалисты Microsoft помогают сервис-провайдерам развивать облачный бизнес, ведь у корпорации есть большой опыт в этой области.
На это обратил особое внимание Василий Белов («Электронная Москва»): «Клиентам интересно решать конкретные задачи. Способов может быть много, на базе различных платформ и средств, очень хорошо, когда есть выбор. Мы стали участником программы COSN, чтобы расширить портфель наших облачных сервисов, теперь вопросы по предоставлению инфраструктуры заказчикам мы можем решать на базе Azure Pack».
Видит большие перспективы по части расширения бизнеса и Руслан Заединов, заместитель генерального директора «Крок»: «Microsoft отобрала сильных игроков ИТ-рынка, одна половина которых специализируется на предоставлении услуг хостинга, а вторая — оказывает сложные облачные сервисы представителям корпоративного сегмента. 'Крок' относится ко второй категории. Мы, со своей стороны, заинтересовались предложением, так как оно открывает для нас интересные перспективы как в плане увеличения собственной экспертизы, так и с точки зрения приобретения новых заказчиков».
«Компания Infobox, участвуя в программе COSN, получила огромную возможность для работы с клиентами и партнерами Microsoft, — резюмирует Бахтиаров. — Мы стали полноправным участником уникальной экосистемы, созданной Microsoft за долгие годы, включающую каналы продаж и огромную партнерскую сеть. Мы делаем большую ставку на этот проект, так как ресурсы экосистемы Microsoft позволят рассказать о наших сервисах миллионам пользователей».
До начала проектов по внедрению решений в Microsoft вместе с провайдерами проанализировали, что нужно рынку, какие именно функции востребованы. Это был непростой и длительный этап разработки продукта, когда решалось, какой функционал необходим решению, что в него должно входить.
Проводился анализ рынка, и с каждым провайдером был разработан портфель решений, и на сайте российской программы по мере запуска новых сервисов уже можно будет выбрать нужное в зависимости от запросов заказчиков разного масштаба. Там будут указаны подробные описания сервисов, для кого они предназначены, какое ценообразование, выполнять биллинг каждый час или каждый день, условия постоплаты или предоплаты, а также техническое описание – на чем построен, чтобы заказчик, определяя участника программы, был уверен, что он выбирает именно нужного ему сервис-провайдера, с соответствующими сертификатами, с соответствующей стоимостью решения, с необходимой надежностью.
Как полагает Алексей Севастьянов, заместитель генерального директора DataLine, новый вид сервиса особо интересен компаниям, которые уже используют установленные в своих ЦОДах системы на базе Microsoft Hyper-V, поскольку решения, предлагаемые его компанией AzureLine, позволяют получить надежные и легко масштабируемые ресурсы без серьезных инвестиций в инфраструктуру и ИТ-штат. «В основном это ведущие игроки финансового сектора, FMCG и ретейла, а также проекты в области электронной коммерции и медиа-компании», — считает он.
Azure Pack
Запуская глобальную инициативу Cloud OS Network, корпорация выпустила бесплатное решение, реализующее интерфейс портала Microsoft Azure на стороне сервис-провайдера. Предназначение этого решения — оно называется Azure Pack — в том, чтобы обеспечить пользователю схожее взаимодействие с порталом управления, который есть у Microsoft Azure. Фактически Azure Pack — это сервис-конструктор, из которого заказчик подбирает себе сервисы в соответствии со своими потребностями. Он устанавливается локально у сервис-провайдера, работает на базе Windows Server и комплекса управления System Center, использует программные интерфейсы и набор функций этих двух продуктов для того, чтобы управлять облачным сервисом провайдера. Портал нужен в том числе и для того, чтобы пользователи могли делать основные операции, не обращаясь в службу техподдержки провайдера и, привыкнув к интерфейсу Microsoft Azure, лишний раз не задавались вопросами «а где эта кнопка».
По работе с интерфейсом Microsoft Azure есть большое число обучающих роликов, огромное количество материалов. И это большое преимущество в использовании Azure Pack на рынке хостинга, где у каждого провайдера свой портал со своим интерфейсом, с специфичным набором функций. Azure Pack гибок, он содержит базовую функциональность, и при желании провайдер может добавить недостающие функции, разрабатывая их самостоятельно, или удалять не нужные, чтобы не загромождать портал неиспользуемыми кнопками.
«Стоит отдельно отметить портал Windows Azure Pack, предлагающий простой, понятный и в целом очень дружественный к пользователю интерфейс управления виртуальным ЦОД: его оценят не только компании, уже знакомые с технологиями виртуализации Microsoft, но и те, кто только открывает для себя возможности облачной модели использования ИТ-ресурсов», — считает Севастьянов.
Выбираешь решение — выбираешь партнера
Разрабатываемые партнерами в рамках российской программы сервисы предназначены для всей России. Конечно, большинство центров обработки данных сервис-провайдеров российской программы Cloud OS Network располагается в Москве, но есть центры и в Санкт-Петербурге, и в Новосибирске. Нынешнее развитие линий оптоволоконной связи позволяет пользоваться дата-центрами в Москве и до дальних точек протягивать быстрые каналы. В помощь заказчикам разрабатывается каталог решений сервисов партнеров, и в ближайшее время большинство из этих решений уже будет работать и доступно для заказа, а каталог можно будет загрузить с сайта Cloud OS Network Russia. Там можно будет ознакомиться с техническими деталями и рекомендациями по использованию сервиса, чтобы заказчик мог выбрать провайдера и связаться с ним напрямую или через сайт.
Естественно желание сервис-провайдеров, участвующих в этой программе, дифференцировать свои решения. Например, заказчик хочет развернуть отказоустойчивый сервис SQL Server для задач бизнес-аналитики. Одни провайдеры будут этот сервис предоставлять, другие нет. В плане IaaS предложение может отличаться тем, что предлагаемая виртуальная машина уже может иметь предустановленное программное обеспечение для обучения, кому-то могут требоваться серверы на Linux, или решения от других партнеров на базе Hyper V. У партнера таким образом будет свой каталог решений IaaS.
Если рассмотреть решения для бизнес-продуктивности, то у всех сервис-провайдеров они будут сильно отличаться – различные панели управления, разная организация сервиса (в соответствии с рекомендациями Microsoft, но по-разному, например, для разных фокусных групп заказчиков). Решения по Dynamics CRM тоже у каждого может быть свое, ведь каждый из сервис-провайдеров сотрудничает со своим партнером по Dynamics CRM, могут быть решения для контакт-центров, разнообразные решения для совместной работы на базе SharePoint и т. д.
Партнеры выбирались так, чтобы охватить все категории заказчиков. Кому-то нужен сервис-провайдер премиального уровня, со всеми необходимыми сертификатами, чтобы было подтверждение опыта, наличие дорогого оборудования, гарантии отсутствия даже кратковременных простоев. У других клиентов требования к надежности не такие высокие, зато для них более существенную роль в выборе играет цена решения.
Сделано в России
В рамках партнерской программы COSN Russia в «Ростелекоме» модернизировали два облачных сервиса – «Виртуальный офис» и «Виртуальный ЦОД». Теперь эти сервисы доступны пользователям с обновленным и расширенным функционалом. «Виртуальный офис» создан на основе последних версий программного обеспечения Microsoft Exchange 2013, SharePoint 2013. Добавлен новый функционал веб-коммуникатора Microsoft Lync 2013, который позволяет создавать корпоративные чаты, аудио- и видеоконференции.
«Наш фокус – максимально стандартные задачи по модернизации инфраструктуры для '1С', SAP, Microsoft Exchange и других популярных ИТ-систем. Любой клиент рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда '1С' перестает справляться с возросшими объемами данных, -. отметил Аникин (SoftLine). — Перенос ИТ-системы в облако позволяет не только избежать значительных трат на модернизацию оборудования, но и раз и навсегда решить вопросы с масштабированием ресурсов».
Первым дополнительным сервисом, который предложили в InfoBox, стал «Офис24», объединяющий почту, корпоративный портал, веб-конференции и телефонию. «Его главным отличием от Office 365, предлагаемого в России, являются интеграция с телефонией и возможность принимать и совершать звонки на городские и мобильные номера, — говорит Бахтиаров. — Таким образом, наши клиенты получат полный набор сервисов для коммуникаций от одного оператора».
Захаренко ключевым подходом «Облакотеки» к организации сервиса назвал безопасность в соответствии с требованиями российского законодательства. «Это выражается в целом спектре решений категории 'безопасность-как-сервис', в том числе, в наличии опции 'Защита персональных данных -aaS' в соответствии с требованиями 152-ФЗ», — уточнил он.
Севастьянов остановился на особенностях отказоустойчивого и катастрофоустойчивого сервиса AzureLine, позволяющего создавать виртуальные машины любой необходимой мощности с предустановленным системным и прикладным ПО, включая веб-приложения и базы данных. Все это позволяет DataLine разместить в AzureLine серверы приложений и базы данных, тестовые среды и зоны разработки, высоконагруженные интернет-сервисы, ИТ-инфраструктуру крупной филиальной сети и многое другое.
В «Кроке», говоря о дополнительных сервисах, реализуемых в рамках программы, упомянули интеграцию Skype for Business из Office 365 c телефонной сетью общего пользования. «В наш сервис 'Бизнес круглый год' заложена возможность интеграции с ТФОП с различными вариантами размещения голосового шлюза», — подчеркнул Заединов.
Белов заявил, что «Электронная Москва», в частности, планирует реализовать типовые специализированные сервисы для образовательных учреждений, например, готовую платформу для дистанционного обучения или типовой внутренний портал школы.