Когда пять лет тому назад корпорация Oracle купила Sun Microsystems, Ларри Эллисон много говорил о том, как обладание полным системным стеком, от приложений до кремния, позволит найти уникальные применения серверам Oracle. И вот, после пяти лет обещаний, дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки, но заинтересует ли сегодня заказчиков то, что предлагает Эллисон?
Oracle анонсировала линейку серверов на базе нового процессора архитектуры SPARC под названием M7. Помимо обычных для процессоров усовершенствований — большего числа ядер, большей емкости кэш-памяти, более быстрой шины, он имеет важные программные функции, которые в Oracle реализовали в кремнии для повышения быстродействия и защищенности приложений.
В их числе — технология защищенной памяти, способная обеспечить новый уровень безопасности для работающих в памяти баз данных; и механизм ускорения, обеспечивающий возможность декомпрессии данных почти в реальном времени. Ускоритель позволит более широко использовать сжатые данные в аналитических и других системах.
«Обе технологии весьма интересны, поскольку, на мой взгляд, компания, которая выпускает только процессоры и не занимается разработкой программного обеспечения, не смогла бы создать что-то подобное», — считает Натан Бруквуд, главный аналитик Insight64.
По его словам, с каждым новым процессором, выпущенным Oracle, он интересовался, какие новые особенности в нем реализованы с опорой на то, что у корпорации есть как инженеры по кремнию, так и разработчики ПО. «Мне неизменно отвечали: ну, вы же понимаете, что на это нужно время, и пока что у нас ничего нет, — продолжил аналитик. — А вот в M7 кое-что появилось».
M7 — первый новый процессор SPARC, целиком спроектированный в Oracle. На разработку нового чипа уходит от четырех до шести лет, и примерно столько как раз и прошло с того времени, как Oracle купила Sun. «Это первый проект развития технологий Sun, весь покрытый отпечатками пальцев Ларри», — заявил Маршалл Чой, старший директор Oracle.
M7 поступил в продажу в составе новых моделей серверов Oracle серий T и M, а также в обновленной Oracle Supercluster — заранее сконфигурированной системе для выполнения СУБД Oracle.
Технология, получившая название Silicon-Secured Memory, не позволяет вредоносным программам осуществлять доступ к запрещенным для них участкам основной памяти. Таким образом обеспечивается защита от распространенного способа совершения атак.
Когда приложению нужен новый блок памяти, M7 создает уникальный «цветовой бит» — ключ, гарантирующий, что приложение получит доступ только к тому участку памяти, который был ему назначен. Когда процесс заканчивает работу, ключ становится недействительным, а при каждом последующем резервировании памяти создается новый.
«Таким образом вредонос лишается возможности получения доступа к сегментам памяти, прав на которые у него нет: когда совершается попытка сделать это, происходит проверка 'цветового кода', и при несоответствии программа аварийно завершается», — объяснил Чой.
Данная функция важна, поскольку сегодня при аналитической обработке огромные объемы данных помещают в память, где они более уязвимы для атак. Технология защиты памяти будет действовать с любыми приложениями, работающими на M7, сообщил Чой, а не только с ПО Oracle. Она также позволяет обнаруживать низкоуровневые ошибки, так как выявляет любые проблемы с управлением памятью.
Обратное преобразование сжатых данных, по словам сотрудников Oracle, работает на той же скорости, что и действующая в памяти база СУБД, благодаря чему их обработка обходится без обычных накладных затрат.
Серверы Oracle серии T предназначены для горизонтально масштабируемых конфигураций, а серверы серии M можно масштабировать вертикально, строя крупные системы с симметричной многопроцессорной обработкой. В Oracle впервые оснащают одним и тем же процессором серверы из обеих этих линеек. «Процессор у нас один, — подчеркнул Чой. — M7 выпускается в единственной модификации».
У чипа 32 ядра, — на 20 больше, чем в M6, — и на 15% более высокая максимальная тактовая частота: 4,1 ГГц. Емкость кэша в расчете на ядро — вчетверо больше, а пропускная способность шины памяти удвоена.
В Oracle утверждают, что ее новые серверы при выполнении стандартных тестов вроде SpecJ, в том числе с полным шифрованием, показывают более высокие результаты, чем системы IBM. Конечно, в реальных условиях быстродействие будет зависеть от множества факторов, индивидуальных для каждого заказчика, но судя по всему, M7 — очень мощный чип.
Серверы серии T предлагаются с одним, двумя и четырьмя сокетами, а системы серии M имеют от восьми до 16 сокетов. Предыдущий процессор Oracle, M6, можно было установить в количестве до 32 штук, но в корпорации, похоже, не увидели большого спроса на самые крупные конфигурации. «На наш взгляд, 16-процессорных систем будет вполне достаточно», — указал Чой.
Новые серверы также позволяют переносить виртуальные машины в зашифрованном виде без отключения, например, при восстановлении после катастроф или при плановых технических работах.
«Если недобросовестный сотрудник установит в сети сниффер пакетов или вредонос, способный заражать переносимые виртуальные машины, никаких ценных данных злоумышленник не получит», — добавил Чой.
Предложив эти функции, Oracle рассчитывает заинтересовать своим оборудованием новых заказчиков в условиях сокращения общего рынка Unix и массового переноса рабочих задач в облако.
«Самая большая сложность для Oracle — побудить тех, кто еще не пользуется SPARC и Solaris, перейти на нечто, не являющееся отраслевым стандартом», — уверен Бруквуд.
Но Эллисон продолжает демонстрировать готовность вкладывать деньги в SPARC.
«У него достаточно ресурсов, чтобы делать это так долго, как ему захочется, и это очень важно, — добавил Бруквуд. — Это роскошь, которую в Sun себе позволить не могли».