Болиды «Формулы-1» часто сравнивают с продукцией аэрокосмической индустрии, но, как заметил Томас Майер, главный управляющий директор команды Lotus F1, здесь есть и большая разница, о чем он рассказал в ходе своего визита в Москву по приглашению корпорации Microsoft. Ракеты и самолеты разрабатываются годами и эксплуатируются десятилетиями. «Формулические» спорткары проектируются с февраля — марта (когда FIA, Федерация автомобильного спорта, принимает решение о том, каким параметрам должны соответствовать машины), а потом их приходится подгонять под особенности каждой конкретной гонки в среднем раз в две недели. Подгонка масштабная: по словам Майера, к каждому этапу в болиде заменяется до 14 тыс. деталей.
К тому же FIA в последние годы всячески пресекает попытки команд потратить на свое детище побольше денег. Жестко регламентированы не только физические испытания болидов на трассах, но и процессы моделирования. Поэтому, например, при тестировании прототипа машины в аэродинамической трубе крайне важно оперативно обрабатывать данные, поступающие с датчиков. На исследование аэродинамических свойств каждой модели отводится полчаса (в неделю через трубу проходит до 600 модификаций). Но если приборы показывают, что с конкретной моделью что-то не так, то процесс можно прекратить, сэкономив лимитированное время.
Для анализа поступающих данных «на лету» в Lotus используют сервис Microsoft Azure Stream Analytics, который обрабатывает информацию и передает ее в удобочитаемом виде разработчикам машины. Эта информация, а также результаты крэш-тестов, показания гоночного симулятора (интерактивной модели, воссоздающей процесс вождения с максимально возможной точностью, вплоть до перегрузок, испытываемых пилотом) сохраняются в Microsoft Azure Data Lake и затем обрабатываются с помощью сервиса машинного обучения Azure Machine Learning, который позволяет понять, что изменится при тех или иных изменениях параметров и настроек болидов.
Во время испытания на трассе (таких испытаний каждая команда может провести ограниченное число) с машины тысячу раз в секунду считываются показания двух сотен датчиков. Эти данные также хранятся и обрабатываются на платформе Azure при помощи Stream Analytics.
Производственными процессами Lotus F1 управляет ERP-система Dynamics AX, пришедшая на смену Sage. С ее внедрения и началось сотрудничество «конюшни» Lotus с Microsoft. Софтверный гигант стал для Lotus и спонсором, и технологическим партнером. Кроме Dynamics AX и Azure, в Lotus используют облачный Office 365, а также бизнес-версии Skype и OneDrive. В условиях постоянных переездов (в год проходит два десятка гонок по всему миру) они обеспечивают сотрудников Lotus средствами доступа к документам и совместной работы над ними, а также качественной видеосвязью, что позволяет решать многие технические проблемы удаленно в сотрудничестве с инженерами из штаб-квартиры, расположенной в английском Энстоуне.