Российский ИТ-рынок чувствует себя далеко не лучшим образом: по оценке IDC, он сжался до размеров десятилетней давности. А потому публично подводить итоги года отваживаются далеко не все компании. Среди немногих — «Марвел-Дистрибуция», обнародовавшая в середине февраля свои итоги, видение рынка и новую организационную структуру.
Константин Шляхов, генеральный менеджер «Марвел-Дистрибуции», напомнил, что в 2015 году падение ВВП составило 3,7%, инфляция — 13,9%, суммарный рост курса доллара за год — 30%, а средневзвешенного курса (который рассчитывается исходя из того, сколько дней держался тот или иной курс) — и вовсе 59%. На этом фоне рост в 16%, пусть и в рублевом исчислении, не так уж и плохо. По крайней мере, «поскольку зарплаты у нас в рублях», компании удалось избежать сокращений сотрудников.
Рынок же, как по оценкам исследовательских компаний, так и по оценкам «Марвела», просел весьма существенно. Так, объемы продаж ноутбуков в долларовом исчислении в 2015 году упали на 55% по сравнению с 2014-м, планшетов — на 60%, смартфонов — на 34%, фотоаппаратов — на 63%.
Аналогичная ситуация и с продукцией для корпоративного сектора: серверов продали на 35% меньше, систем хранения данных — на 39%, устройств печати — на 42%. И если продажи принтеров падают уже не первый год, то по серверам и системам хранения ситуация раньше была более стабильная.
Впрочем, есть и растущие, по оценке «Марвела», ниши. Например, на 30% вырос рынок портативного аудиооборудования, на 75% — консьюмерских 3D-принтеров (оба показателя — в количественном выражении), повысился спрос на устройства для умного дома и виртуальной реальности, а также на носимые гаджеты, растет рынок бизнес-аналитики и облачных сервисов.
Что до продаж самой «Марвел-Дистрибуции», то, отметил Шляхов, выросли продажи оборудования Axis (на 45% в долларовом вражении), систем хранения Hewlett Packard Enterprise (на 43%) и HDS (на 10%), оборудования Oracle (на 140%), профессионального аудио- и видеооборудования. После заключения контрактов на бизнес-ноутбуки с Acer и Lenovo (ранее соглашения касались только консьюмерского сегмента) продажи ноутбуков поднялись на 76% в количественном выражении и на 10% — в долларах. Вдвое больше удалось в прошедшем году продать мобильных устройств — 2,5 млн смартфонов и 1,5 млн кнопочных аппаратов.
За год компания заключила большое число новых договоров, некоторые новички даже попали в первую по обороту десятку вендоров, а в целом новые поставщики дали 18% дохода. Из заметных потерь за год — Apple, где переориентируются на прямые контракты с крупнейшими ретейлерами, на которые приходится около 40% продаж в стране. Как результат, работа с этим производителем для «Марвела» потеряла привлекательность.
Крупнейшим каналом поставок стала системная интеграция (40%), за ней с большим отрывом следуют компьютерная розница (20%), корпоративные реселлеры (15%) и сотовая розница (14%). Среди важнейших партнеров — все ведущие интеграторы и розничные структуры, однако, как особо отметил Шляхов, доля самого крупного партнера — менее 4%.
За пределами России — в Казахстане, где рынок просел еще больше, чем у нас, и в странах, курируемых международным отделом (почти два десятка государств бывшего СССР и Восточной Европы), бизнес, по словам Шляхова, развивается неплохо. Доли этих подразделений невелики: 10% — у Казахстана, менее 10% — у международного отдела. Однако продажи растут, «Марвел» увеличивает свои доли рынка и заключает соглашения с новыми вендорами, в том числе с теми, кого в Россию заполучить пока не удается (впрочем, успешная история сотрудничества может изменить ситуацию).
Планы на 2016 год пока не озвучиваются: общее положение на рынке остается крайне неопределенным. Однако объявлено, что реализовываться они будут по-новому: ради повышения скорости принятия решений компания вернулась от матричной структуры опять к «вертикали власти», точнее — к двум вертикалям. Одна, подчиняющаяся Сергею Лапко, будет заниматься проектной дистрибуцией, другая, под руководством Антона Черепахина, продвижением продуктов для розницы. Им делегированы значительные полномочия по принятию решений в своей сфере ответственности, заодно был ликвидирован лишний в новых условиях слой управленцев.
Как отметил Шляхов, решение было принято после изучения опыта крупнейших мировых дистрибьюторов, Ingram и Techdata, причем в последнем не просто были образованы две внутренние структуры, а выделен в самостоятельную компанию Azlan проектный бизнес. И даже Hewlett-Packard разделилась на HP Inc. и Hewlet Packard Enterprise. А стало быть, и для «Марвела» такое разделение может оказаться полезным.