По мнению экспертов, нынешний год станет годом цифровых преобразований, причем руководители сходятся во мнении, что промедление чревато множеством негативных последствий: запоздалое реагирование бизнеса на требования рынка, потеря клиентов и утрата их лояльности. Чтобы добиться заметного успеха в цифровую эпоху, требуется научиться комплексно использовать такие технологии, как мобильность, облака, анализ Больших Данных, Интернет вещей и робототехника. Однако цифровая трансформация — это не просто интеграция технологий. Доступ к нужным специалистам, возможность найма нужных людей и их эффективная расстановка будут конкурентным преимуществом; иначе говоря, гибкое управление бизнес-процессами и системы его поддержки снова становятся предметом дискуссии ИТ-общественности. Правда, участники конференции BPM Day 2016 были склонны связывать нынешний всплеск интереса к BPM в России с кризисными явлениями в отечественной экономике, но, как бы то ни было, именно клиентоориентированность, инновации и операционная эффективность позволяют любому бизнесу стать заметным на рынке.
Открывая конференцию, Юлия Вагнер, вице-президент по операциям Ассоциации профессионалов в области BPM, отметила, что интерес к управлению бизнес-процессами сегодня начинают проявлять топ-менеджеры, ожидающие от BPM повышения управляемости и прозрачности деятельности своих компаний, снижения затрат и повышения операционной эффективности процессов. Это позволит бизнесу не только удержаться на профильном рынке, но и провести цифровую трансформацию. Профессионалы в области BPM должны обладать знаниями бизнес-аналитика, архитектора процессов, проектировщика процессов и бизнес-технолога, и список можно продолжить. Но, главное — у профессии сегодня появилось общественное признание, имеются сообщества, стандарты и свод знаний (СBoK 3.0, русскоязычная редакция которого недавно вышла в издательстве «Альпина»), а кадровые агентства предлагают вакансии специалистам по BPM. Кроме этого, в текущем году ожидается принятие профстандарта «Специалист по управлению процессами».
Андрей Холинов, генеральный директор компании К2РУ, поставщика BPMS K2, отметил, что сегодня можно изменять бизнес-процессы без программирования и обращения к ИТ-подразделениям. Кроме этого, шина обмена данными системы K2 позволяет интегрировать уже существующие на предприятии и новые платформы работы с бизнес-данными, обеспечивая взаимодействие с Office 365, Salesforce и SAP NetWeaver. Кстати, именно оторванность систем управления бизнес-процессами от учетных систем предприятия снижает эффект от применения BPMS, отметил на конференции Алексей Кудинов, директор по CRM-решениям компании «1С-Рарус», и он считает, что именно турбулентность в отечественной экономике обусловила возврат интереса к управлению бизнес-процессами, стимулирующего искать пути повышения операционной эффективности. Однако до сих пор в BPM наблюдается разрыв между бизнес-идеями, как правило изложенными в виде схем на бумаге, и их реализацией в системах автоматизации — проектируют, реализуют и используют бизнес-процессы разные люди. Кроме того, Кудинов обратил внимание на нехватку специалистов по BPM, которая отчасти традиционно компенсируется относительно невысокими требованиями к квалификации пользователей системы 1С:CRM&BPM на платформе «1С:Предприятие 8.3».
Весьма оптимистично прозвучал доклад «Опыт внедрения BPMS в проектной организации» Александра Погодаева, руководителя Центра развития и управления проектами Института Генплана Москвы, выполняющего планирование территорий и важнейших объектов Москвы, Московской области и ряда других городов РФ. В институте применяется BPMS BizAgi, помогающая при разработке проекта учитывать множество факторов — экологию, историко-градостроительный контекст, транспортную инфраструктуру, ландшафт, нормативно-правовые акты и другие нюансы, влияющие на проектирование. Система позволяет привлекать к работе неподготовленных в области ИТ пользователей, обеспечивает взаимодействие с разработчиками и руководителями всех уровней. Однако и в этом проекте еще нет интеграции с функционирующей в организации учетной системой на базе «1С».
Задача цифровой трансформации — создать конкурентные преимущества благодаря новым предложениям и бизнес-моделям, обеспечивающим привлечение новых клиентов, поставщиков, дистрибьюторов, и, как показала конференция, организованная компанией TAdviser, в этих условиях BPM имеет все шансы реализовать свой потенциал.