В январе Кирилл Татаринов был назначен на должность генерального директора Citrix. Он занял ключевой пост в процессе реорганизации компании, которая проводится по требованию инвестиционного фонда Elliott Management, приобретшего 7,5% акций Citrix. В течение 13 лет Татаринов работал в Microsoft и в последнее время выполнял обязанности исполнительного вице-президента подразделения Microsoft Business Solutions (и не раз в этом качестве выступавший перед российскими пользователями, в том числе, перед читателями Computerworld Россия. — Прим. ред.). Теперь же он принимает самое непосредственное участие в разработке нового плана развития Citrix, оглашение которого было запланировано на пользовательской конференции в мае. В преддверии этого события Татаринов поделился наметками плана с журналом Network World.
- На какой стадии находится процесс реорганизации?
У нас есть достаточно четкое представление о современном мире и о месте, которое мы в нем занимаем. Детали же, как вы, наверное, понимаете, обсуждаются и постоянно корректируются. Изыскания еще не завершены, и формулировки окончательно не выработаны. В то же время многое уже воплощается в жизнь, а это значит, пора подумать о следующем шаге. Думаю, вот-вот мы сможем ясно озвучить свои планы, а пользовательская конференция Synergy предоставляет идеальную возможность для этого. Как мы считаем, начинается история новой компании Citrix.
- Вы анонсировали отделение GoTo, но до сих пор никаких подвижек здесь не наблюдается, не так ли?
На самом деле процесс идет. Свои планы мы озвучили в середине ноября, но реорганизация таких масштабов требует времени. Речь идет о бизнесе стоимостью 700 млн долл., в котором задействовано около двух тысяч человек по всему миру. Несмотря на то что на протяжении довольно долгого времени подразделение работало автономно, существуют общие процессы. В частности, необходимо заниматься развертыванием отдельных систем ERP и систем управления персоналом. Все это не так просто, как кажется. Мы планируем сформировать независимую публичную компанию со своим собственным советом директоров, но в течение какого-то времени владельцы будут общими.
- Вы продали и бизнес облачных платформ...
Определив для себя основные приоритеты, мы продали несколько элементов управления облачным порталом. Этот бизнес предполагает активную работу в области консультаций и предоставления услуг, а мы не являемся поставщиком услуг в полной мере. У нас есть небольшая организация, занимающаяся профессиональными услугами, но продажа соответствующего направления профессиональной сервисной компании лучше всего прочего говорит о наших нынешних ориентирах.
- И здесь хотелось бы более подробно остановиться на новой позиции Citrix.
Мы нацеливаемся в первую очередь на безопасную доставку приложений и данных. И в связи с этим рассматриваем для себя четыре ключевые области.
• Виртуализация. Основополагающий элемент, с которого, по сути, Citrix и начинала много лет назад, представляет собой средство получения доступа к виртуальным приложениям и рабочим столам. У этого бизнеса насчитывается более 400 тыс. клиентов. Он позволяет объединить базовые элементы: приложения, виртуализацию, виртуальные рабочие столы и доставку. И при планировании будущего мы ищем новые способы доступа людей к виртуальным приложениям и рабочим столам в облаке.
Сегодня прослеживается явный сдвиг спроса в сторону полноценной доставки из облака, и мы внимательно следим за этим процессом. Наши клиенты могут развернуть виртуальные рабочие столы на своей территории, держать их у партнера или поместить в облако Amazon или Azure, а мы продолжаем анализировать, какие оптимизированные варианты имеет смысл предлагать будущим клиентам.
• Мобильность. Она тесно увязана с виртуализацией приложений и рабочих столов. Все наши продукты обеспечивают клиентам мобильность и безопасность. Кроме того, рынку предлагаются специализированные продукты, в частности пакет для управления корпоративными мобильными технологиями XenMobile. Управление мобильными приложениями позволяет работникам приносить свои собственные устройства и получать доступ к корпоративным приложениям и данным. Все это поддерживается ИТ-службой, которая обеспечивает безопасность бизнеса и пользователей, контролируя, что именно хранят пользователи, каким образом они это делают, в каком виде хранятся данные, как организован доступ и к чему имеют возможность обращаться сотрудники. Кроме того, наши решения по управлению мобильными технологиями поддерживают режим полноценного контроля или управления мобильными устройствами (Mobile Device Management, MDM) со стороны ИТ-службы.
• Сетевые компоненты. К нашему сетевому бизнесу в первую очередь относится платформа NetScaler, которая включает в себя несколько ключевых сетевых элементов, прежде всего это шлюз контроллера доставки приложений (Application Delivery Controller, ADC) и средства построения программно-конфигурируемых территориально-распределенных сетей. В данном случае речь идет о программном обеспечении, которое может быть развернуто несколькими способами. Оно тесно связано с нашим семейством Xen (как с XenApp, так и с XenDesktop), обеспечивает оптимизацию доступа и интегрировано с XenMobile. Сочетание XenMobile с NetScaler позволило нам предлагать клиентам технологию MicroVPN, которая помогает создавать виртуальные частные сети на базе приложений. Давайте вернемся к сценарию управления мобильными приложениями. Если, к примеру, устройство не зарегистрировано, управление им не осуществляется, а виртуальная частная сеть недоступна, мы можем поддерживать микросервис, который отвечает за управление отдельными приложениями и обеспечение безопасного доступа к ним. Такая возможность реализована благодаря NetScaler и поддерживается только Citrix.
Сетевой бизнес очень важен для нас, поскольку позволяет выходить на рынок с независимыми инициативами. Мы добились определенных успехов в масштабе облачных операторов. То же самое происходит и с крупными предприятиями, работающими в сфере электронной коммерции. Пять лет назад можно было сказать, что электронная коммерция является уделом людей, продающих потребительские товары. Теперь в этой области должна присутствовать любая крупная компания, желающая оперативно удовлетворять потребности своих клиентов, будь то продажи или просто вовлеченность в ее деятельность. Для реализации всех этих сценариев нужны устойчивые и безопасные сетевые соединения.
• Совместное использование файлов. Четвертая область, на которую ориентируется Citrix, связана с совместным использованием файлов. Совместное обращение к файлам необходимо профессионалам как малого, так и крупного бизнеса. Речь не идет о том, чтобы одновременно удовлетворять запросы и конечных потребителей, и корпоративных клиентов. Наша деятельность ориентирована исключительно на бизнес-пользователей. И даже если компании делятся файлами с потребителями, все равно инициатива исходит от владельца бизнеса, который осуществляет контроль за доступом, а мы предлагаем безопасные решения, разработанные специально для бизнеса.
Наша компания предлагает ряд уникальных функций, очень важных для организации совместного доступа к файлам. В качестве примера можно привести технологию электронной подписи. Вы можете не только организовать совместный доступ к файлу, но и дополнить его определенными действиями, например, встраиванием электронной подписи. Поддерживаются также встроенные технологические процессы, которые далеко не всегда встречаются в решениях обмена данными, предлагаемых нашими конкурентами.
Я перечислил четыре основных для нас направления, причем соответствующие решения взаимодействуют друг с другом, что важно для наших клиентов. Здесь как раз тот случай, когда целое становится больше и лучше, чем сумма его составляющих, и четыре наших подразделения поддерживают тесные контакты друг с другом, обеспечивая безопасную доставку приложений и данных.
- Вы упоминали об облаке. На ваш взгляд, это перспективное направление?
Все, что мы предлагаем, можно развертывать как в традиционной среде, так и в облаках. Популярность облачных решений стремительно растет, но примерно половина наших клиентов на протяжении многих лет отдает предпочтение тому, что находится в их непосредственном владении, и мы должны предоставить им такую возможность. Мы нацелены на облака. И поощряем переход в облака, но будем поддерживать и решения, разворачиваемые на ИТ-инфраструктуре клиента.
- Есть ли у вас представление о том, когда облака займут доминирующее положение?
В ранее возглавляемом мною бизнесе присутствовало программное обеспечение ERP и CRM, а циклы обновления прослеживались очень четко. У систем ERP был 15-летний цикл обновления. Предыдущее обновление происходило в 2000 году, а очередное проводится прямо сейчас. Каким должен быть цикл обновления у инфраструктуры виртуализации приложений и рабочих столов? Три года, пять лет, десять лет? Организации, начинающие сейчас очередной цикл обновления, хотят перейти в облака или, по крайней мере, поэкспериментировать и посмотреть, как все это работает. И это совершенно реально. Люди уже увидели, какие преимущества это сулит и какой окажется экономия.
- Давайте вернемся к вашим продуктам. Мне кажется, основной объем продаж приходится на Workspace?
Workspace остается ядром продуктового предложения Citrix, самым крупным его сегментом. Здесь у нас наибольшее число клиентов. Положительную динамику удалось восстановить, и нам хотелось бы ускорить рост еще сильнее. Вторым крупным сегментом является NetScaler. А ShareFile и Enterprise Mobility продолжают развиваться и демонстрировать высокие темпы роста.
- Возможна ли покупка отдельных компонентов с сохранением существующих сетевых инструментов, без перехода на NetScaler?
Да, в обязательном порядке мы этого не требуем, но некоторые функции поддерживаются только NetScaler. Если вы покупаете XenMobile и хотите использовать для управления приложениями MicroVPN, вам понадобится NetScaler. Большинство клиентов поддерживают отношения с разными поставщиками ADC, охватывающими широкий спектр приложений. Придя в большую компанию, вы найдете здесь и F5, и A10, и NetScaler, причем каждому из этих компонентов отводится своя роль.
NetScaler – относительно новый продукт. Хотелось бы, чтобы его узнали лучше. Сетевой бизнес является одним из приоритетных для нас направлений, и он помогает нам развивать все остальное. Во многих случаях на NetScaler построена работа XenApp и Desktop или XenMobile. Сетевой бизнес помогает нам расширяться и диверсифицировать стратегию. Добившись успеха с каким-то пакетом, вы идете дальше. В этом я вижу тенденцию.
- Вы говорили, что отдельные части, на которые вы ориентированы, идеально складываются в единое целое, однако в отношении Citrix такое не всегда справедливо.
Citrix выпускала продукты, которые хорошо подходили для конструкторов ИТ-систем. Они считались нашей целевой аудиторией на протяжении многих лет. Думаю, что из такого операционного режима мы уже выросли и должны более четко формулировать свое общее видение и стратегию, активнее вовлекая людей, принимающих решения в сфере ИТ, и профессионалов бизнеса в процесс цифровых преобразований, которые предлагает Citrix.
- Что еще предстоит сделать? Создать какие-то новые продукты? Заставить команду работать лучше?
Необходимо сочетать разные меры. Внедрить в компании единые бизнес-процессы, чтобы все выполнялось по одному сценарию, установить общие операционные принципы, определить общую концепцию стратегического развития и заложить основы для успешной командной работы.
У нас имеется отличная основополагающая структура, требующая поддержки и определенного обновления, и мы будем ее совершенствовать. У нас потрясающая культура, мы ощущаем содействие со стороны клиентов. Люди совершенно искренне желают Citrix успеха.
- Не кажется ли вам, что у большинства людей ваша компания ассоциируется с виртуальными рабочими столами?
Безусловно. Мы провели несколько опросов, и их результаты свидетельствовали именно об этом. Citrix – бренд, которому доверяют. Люди хотят работать с нами. При этом клиенты знают всего один или два наших продукта и не понимают долгосрочную стратегию Citrix. Мы должны ее разъяснять.
- Вы, конечно, слышали о руководителях, разрабатывающих план действий на сто дней или какой-то иной период. Есть ли у вас такой календарь?
Есть некие логические вехи для подведения итогов нашей работы, например, пользовательская конференция, которая пройдет в конце мая. Но к 2017 году я хотел бы вывести компанию на другую траекторию роста. А основы для этого необходимо закладывать прямо сейчас, с тем чтобы мы могли завершить планирование к концу текущего года.
- Ваша компания работает на нескольких кардинально отличающихся друг от друга рынках. Кого вы считаете своим главным конкурентом?
Думаю, сложно найти кого-то еще, кто предлагает весь спектр поддерживаемых нами технологий. По всем ключевым категориям у нас есть конкуренты, но сочетание направлений позволяет нам формировать уникальные ценности.
- А как насчет VMware?
Эта компания работает в области виртуализации и за прошедшие годы сделала много разных заявлений. Что-то им удалось реализовать, что-то нет. Мы же несмотря на достаточно мягкую конкурентную политику сумели одержать ряд ярких побед. Наблюдается хорошая динамика. Сделан ряд интересных ходов, и мы собираемся рассказать о них поподробнее.
- Microsoft является партнером Citrix, но при этом переносит свои собственные инструменты в облако. И если я смогу обращаться к этим ресурсам из любой точки, зачем мне Citrix?
Прежде всего вам нужно перенести в будущее свои старые наработки, и мы готовы помочь вам в этом. Важную роль здесь играют сетевые технологии. Microsoft — крупный клиент NetScaler, потому что этот инструмент позволяет реализовать ряд ключевых сценариев, которые, откровенно говоря, самой Microsoft не под силу.
Даже современные приложения многие клиенты хотят запускать в виртуальном режиме. Возьмем, к примеру, Skype for Business. Корпорация Microsoft хочет, чтобы приложение Skype for Business работало на любом устройстве, но многие крупные предприятия стремятся держать этот процесс под контролем. Им нужно поместить Skype for Business в определенную оболочку, запускать централизованно и доставлять на устройства через приемник Citrix. Вот здесь-то и пригодится наше с Microsoft партнерство, о котором было объявлено в январе.
- Рост популярности сервисов SaaS приведет к повышению или сокращению спроса на технологии Citrix?
Этот рост порождает новые потребности. Приложения SaaS в большинстве случаев работают в среде браузера, а браузеры имеют ряд особенностей, которые компании хотят лучше контролировать. Мы, например, являемся клиентом Workday, и когда я захожу в StoreFront Workday, рядом оказываются и другие приложения, выполняющиеся в среде Citrix. В конце дня пользователя совершенно не заботит, где он на самом деле находится. Он хочет, чтобы все работало согласованно, а мы предоставляем ему такую возможность.
- Давайте вернемся к периоду, когда вы были связаны с культурой Microsoft. Есть ли что-то, что вы попытаетесь перенести из Microsoft в Citrix?
Microsoft – очень крупная компания с глубокой и хорошо укоренившейся структурой и ритмом, который позволяет управлять бизнесом и всеми необходимыми функциями согласованно. Думаю, это один из самых важных уроков, усвоенных мною в Microsoft, и мы работаем над тем, чтобы перенести это в Citrix.
- С учетом потрясений, произошедших в последние пару лет – перетряски совета директоров, смены генерального директора – что нужно знать клиентам о Citrix?
Самое важное – знать, что мы находимся в процессе реструктуризации, определили для себя приоритеты и возвращаемся в бизнес. Наши позиции в части обслуживания клиентов улучшились по сравнению с прошлым годом, и я все чаще слышу об этом. Понятно, что в ходе реструктуризации возникает масса всего неопределенного. Сейчас у нас наступает полоса стабильности, чувство уверенности появляется как внутри компании, так и за ее пределами. И это я считаю приоритетным для себя и для всей руководящей команды.