Важность постоянного обучения ИТ-специалистов, занимающихся разработкой и внедрением информационных систем, стала сегодня очевидной и для специалистов в области образования, и для самих ИТ-профессионалов. Им надо знать, как добиться удовлетворения различных требований акционеров, уметь достигать баланса между эффективностью и жесткими сроками, широтой функциональных возможностей и низкой ценой, многообразием потребностей пользователей и функциональными ограничениями архитектур и при этом постоянно повышать свою квалификацию. Кто научит ИТ-профессионалов, как вести себя в этой динамичной среде? Должны ли эти навыки прививаться в вузах, или это задача отраслевого уровня?

Кто обучает наших служащих? Не утихает многолетний спор между отраслевой и академической системами образования о том, что составляет предмет обучения в вузах, а что надо передать отраслевым структурам повышения квалификации. Несмотря на экономический спад и последовавшее за ним сокращение числа рабочих мест, высококвалифицированных ИТ-профессионалов по-прежнему не хватает [1, 2]. Разрыв между числом рабочих мест и количеством квалифицированных сотрудников заставляет отрасль требовать от сферы образования готовить выпускников высших учебных заведений на таком уровне, чтобы они могли приступить к производственной деятельности немедленно после получения диплома. В то же время, для получения навыков и знаний, отличающих действительно квалифицированного ИТ-специалиста, требуется фундаментальная подготовка. Давление со стороны отрасли приводит к сужению программ на нетехнических направлениях с целью сокращения срока обучения. Аналогично, программы по управлению информационными системами во многих университетах позволяют студентам отказаться от изучения высшей математики, теории алгоритмов и схемотехники — ядра традиционной информатики, методов проектирования вычислительных систем и электротехники. Подготовленные по подобным программам выпускники, устроившись на свою первую работу в ИТ-отрасли, нередко не в состоянии решить встающие перед ними технические задачи.

Увы, ограниченность бюджетов, выделяемых на обучение, стала притчей во языцех. Менеджеры должны балансировать между необходимостью повышения квалификации служащих и возможной отдачей от подобных инвестиций для компании. Наиболее ценные для организации работники нередко оканчивают курсы повышения квалификации «за счет» менее опытных работников, которым сначала приходится доказывать свою значимость. Сотрудники проходят переподготовку за счет компании, совершенствуя свои технические навыки, и потом уходят на более высокооплачиваемую работу в другую компанию. Поэтому компании предпочитают брать на работу специалистов, уже обладающих необходимым опытом и знаниями [2]. Вчерашние выпускники колледжей могут рассчитывать на успех, только если за годы обучения они получили соответствующий опыт, проходя практику или работая по совместительству.

Академическая наука в фарватере отрасли

Для решения этой проблемы, факультет электротехники и проектирования компьютерных систем Университета штата Алабама, опросил руководителей предприятий отрасли с тем, чтобы выяснить, какими качествами должны обладать выпускники колледжей. Руководителей попросили охарактеризовать базовые бизнес-навыки, которых недостает большинству выпускников, и составить список предметов, которым им надо обучиться дополнительно.

Прежде всего, руководители отметили, что выпускники не имеют навыков управления. Они отметили серьезную нехватку технически грамотных менеджеров, способных выполнять функции руководителей старшего звена, особенно директоров информационных служб и директоров по технологиям. Как правило, руководители технологических направлений, имеющие бизнес-образование, обладающие деловой хваткой и опытом управления, не понимают специфики информационных и компьютерных ресурсов, которыми управляют, чем невольно ведут компанию и самих себя к провалу. Для того чтобы выйти из этого положения, многие университеты предлагают технические программы MBA, чтобы наделить будущих руководителей бизнеса некоторыми техническими знаниями. Однако в рамках этих программ не даются принципы разработки информационных систем, которые должен знать будущий директор информационной службы.

На другом полюсе находятся технически грамотные менеджеры, которые, как правило, лишены деловых качеств, отличающих руководителей, аттестованных по MBA. Эти «технари» часто относятся без должного уважения к таким императивам бизнеса, как баланс интересов, управление прибылью и минимизация рисков. Хуже того, технические специалисты нередко благоволят к тем или иным продуктам или технологиям. С их точки зрения, любую проблему можно решить с помощью любимой технологии или определенного продукта. Даже опытные технические руководители иногда уделяют слишком много внимания классическим аспектам ИТ, нежели решению бизнес-задач.

Второе основное отличие от бизнес-руководителей состоит в том, что они не стремятся принимать на работу специалистов по разработке программного обеспечения. Вместо этого они ищут специалистов по управлению информацией — людей, способных участвовать в бизнес-процессах и брать на себя их разработку, и при этом понимающих, что информация составляет наиболее важный элемент сегодняшнего бизнеса. Вузы в течение долгого времени обучали людей проектировать автомобили, телевизоры, самолеты и компьютеры, но сейчас отрасль требует, чтобы они готовили специалистов по управлению информацией и процессами.

Попытка решить эти проблемы вылилась в Университете штата Алабама в разработку нового курса, окончившие который получают степень магистра в области электротехники. Акцент в новом курсе делается на проектирование и управление информационными процессами (information engineering management, IEM).

Оптимальное сочетание теории и практики

С точки зрения отрасли, в вузах преподаются устаревшие методы, а задачи, на решении которых студенты оттачивают фундаментальные знания, не имеют практической ценности. При приеме на работу менеджеров те уже должны обладать навыками и практическим опытом в выбранной ими сфере деятельности, но университетские программы настолько плотно укомплектованы математическими, научными и гуманитарными дисциплинами, что просто невозможно включить в них курсы, дающие такие навыки и опыт. В образовательных программах эта проблема решается за счет ознакомительных курсов обучения технологиям и методам решения бизнес-проблем при помощи ИТ-инструментария. Но, с другой стороны, в программу MIS (Management Information Systems) не включены прикладные дисциплины, необходимые для проектирования эффективных информационных систем. Специалисты, не понимающие особенностей информационных потоков и использования информации, сталкиваются с трудностями при диагностировании проблем (а могут и просто не справиться с этой задачей). Выпускникам колледжей, обучавшимся по программе MIS, часто не хватает базовых знаний в области управления информационными процессами, что заставляет их возвращаться в учебные аудитории и получать дипломы по той или иной прикладной специальности. Но претенденты с университетскими дипломами требуют более высокой заработной платы, чем их потенциальные коллеги с дипломами «попроще», поэтому спрос на специалистов, обладающих практическими знаниями, становится даже выше.

В программах IEM баланс между теорией и практикой достигается за счет привлечения специалистов отрасли для прочтения циклов лекций, а также проведения практических занятий, дополняющих теоретические разделы учебника, в ходе которых решаются «приближенные к реальности» задачи. Приглашенные специалисты немедленно переводят дискуссии в практическую плоскость, поднимая вопросы, с которыми им приходилось сталкиваться на рабочих местах. Директор информационной службы местной энергетической компании может рассказать о задачах энергетической отрасли и о том, как они отражаются на работе информационных служб.

Основы разработки программного обеспечения

ИТ-специалисты могут принести пользу своим компаниям, только понимая основополагающие принципы, положенные в основу разработки, внедрения и вывода из эксплуатации информационных систем. Они должны знать, когда использовать тот или иной инструмент из весьма обширного набора ИТ-технологий, владеть такими вопросами, как управление качеством программ, анализ требований, управление конфигурацией, интеграция информации и метрики программного обеспечения. Специалисты в области проектирования информационных процессов должны быть хорошо знакомы со средствами разработки, библиотеками кодов и автоматическими инструментами тестирования. Эти понятия не являются прерогативой разработчиков — глубоко проработанные методы проектирования информационных процессов составляют неотъемлемую часть любой информационной структуры. Руководители должны представлять себе, какие методы, инструменты и стандарты используются для разработки приобретаемых ими программных продуктов. Они должны отличить «капитальные» усилия по разработке от кодирования для решения сиюминутных задач, хорошее программное обеспечение от плохого. Они должны уметь заключать продуманные соглашения с внешними консультантами в области проектирования информационных процессов, принимать обоснованные бизнес-решения относительно информационных ресурсов.

Исторически сложилось, что обучение теоретическим основам разработки программного обеспечения происходило на курсах повышения квалификации, поскольку до недавнего времени соответствующих дисциплин в вузах было крайне мало. Базовые принципы информатики имеют куда больше общего с математикой, чем с теорией проектирования, поэтому при обучении акцент делался на вычислительные и алгоритмические основы программирования, а не на особенности разработки прикладных программ. Однако проектирование программного обеспечения все чаще встречается в учебных планах, а такие дисциплины, как управление проектами, анализ требований и поддержка жизненного цикла программного обеспечения становятся предметами изучения в академических институтах. С другой стороны, проектирование программного обеспечения составляет часть более крупной инфраструктуры, включающей в себя также оборудование, инфраструктуру связи, приложения независимых разработчиков и информацию, с которой имеют дело все эти составляющие. Для бизнеса сегодня ценна только та информация — будь то данные или знания людей, — которая формирует собой «интеллектуальный капитал». Стратегический вклад информационных систем в формирование добавочной стоимости состоит в обработке информации, ведущей к успеху предприятия. В процессе обучения в Университете штата Алабама делается акцент на признанные стандарты и работу организаций по стандартизации. Студенты планируют, реализуют и оценивают проекты разработки программного обеспечения в соответствии с моделью Capability Maturity Model, в учебных пособиях и в обсуждениях рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью Software Engineering Body of Knowledge [3]. Руководство факультета подкрепляет эти знания лекциями выдающихся профессионалов, зарекомендовавших себя в сфере проектирования программного обеспечения, таких как Фредерик Брукс [4], Ричард Тайер [5], Эндрю Таненбаум [6], Стив Макконнелл [7] и Гради Буч [8]. Выпускники обладают солидным багажом знаний в области основ программного обеспечения и проектирования информационных систем, способностью возглавлять работы по планированию внедрения ИТ в организациях, занимать руководящие должности.

MBA или магистратура?

Большинство профессионалов, которые хотят выдвинуться на руководящие должности, должны принять решение о получении степени MBA, которая независимо от отрасли считается мандатом на успех в современном бизнесе. Наличие этой степени не гарантирует того, что специалиста примут в кругах воротил бизнеса с распростертыми объятьями, но его отсутствие может стать препятствием для карьеры. Большинство программ MBA мало дают в плане получения технических навыков, необходимых для управления коллективами ИТ-специалистов или информационными ресурсами; директора информационных служб без фундаментального технического образования сильно проигрывают. Успех руководителя в большой степени зависит от того, уважают ли его подчиненные. Без этого даже самые лучшие идеи, высказываемые руководителем, остаются без внимания. Инженеры, как правило, выше ценят техническую образованность, нежели деловую хватку, и они будут скорее мириться с менеджером с дипломом магистра и средними качествами как бизнес-руководителя, чем с обладателем степени MBA и деловой хваткой, не имеющим технической подготовки.

Диплом IEM предполагает, что специалисты обладают качествами, необходимыми для лидеров информационной отрасли, вкупе с глубокими техническими знаниями, а также практическими навыками и навыками управления. Программа IEM состоит в обучении инженеров принципам бизнеса, а не в выработке технических навыков у управленцев. Студенты, обучающиеся по программе IEM, учатся анализировать бизнес-среду, выполнять мониторинг рынка, составлять и представлять бизнес-планы и защищать свои предложения перед потенциальными инвесторами. Этот опыт готовит выпускников IEM к ведущим ролям как во вновь образуемых компаниях, так и в солидных предприятиях «со стажем». Обращая внимание на технические и деловые аспекты ИТ, программа IEM ставит своей целью удовлетворить потребности отрасли в специалистах в области проектирования информационных систем, способных сразу после окончания вуза приносить ощутимую пользу ИТ-подразделениям компаний, в которые их принимают на работу. Эти специалисты могут справиться с обязанностями руководителя на всех должностях от поддержки сетей до управления проектами и директора информационной службы.

Информатика или проектирование информационных систем

Проектирование информационных систем постепенно превращается в четко сформулированную дисциплину прикладного характера, соответственно, все более оживленными становятся дискуссии о том, адекватно ли программа информатики отражает потребности разработчиков. Приводятся аргументы в пользу разделения этих двух дисциплин. Очевидно, что в этом случае надо выбрать какое-то одно направление, или попытаться объединить их в рамках одной программы. И информатика, и проектирование информационных систем требуют одинаково глубоких знаний, они рассматривают эти знания под принципиально разными углами зрения. Именно это обстоятельство диктует необходимость введения двух независимых дисциплин.

Фредерик Брукс заявил однажды: «Ученый строит, чтобы получить новые знания; инженер получает новые знания, чтобы строить» [4]. Если исходить их этого принципа, программа информатики должна привлекать студентов, стремящихся углубить свои знания, понять «что и почему» происходит в компьютере. Курсы, входящие в программу информатики, направлены на подготовку специалистов, по разработке алгоритмов, создателей языков программирования и аппаратных архитектур. Курсы, составляющие программу проектирования, напротив, учат студентов, как применить технологию для создания решений и достичь требуемых результатов с большей эффективностью. Инженеры берут строительные блоки, которые дают им специалисты по информатике, и предлагают новаторские способы их сборки для решений тех или иных задач.

Программа IEM со всей определенностью тяготеет к инженерному подходу, ориентируясь на использование информационных систем и ресурсов для решения прикладных задач. Разработка программ составляет важную часть проектирования, поскольку только корректно составленные программы позволяют решить задачи, связанные с программным обеспечением. Проектировщики информационных систем учатся оценивать ИТ-инструментарий для выбора надлежащих средств, позволяющих решить ту или иную задачу. Они учатся проектировать информационные системы, учитывая информационные потоки с тем, чтобы добиться максимальной бизнес- и стратегической ценности полученной в итоге системы. Они учатся оценивать состояние ИТ-рынка и решать, какие ИТ-инструменты и решения приобретать, опираясь не только на сведения о новейших тенденциях развития технологии, а руководствуясь соображениями выгоды для компании.

Опрос выпускников первого выпуска показал, что программа направлена на развитие именно навыков, необходимых для достижения успеха на рынке труда, которые составляли «белое пятно» на карте рабочей силы. Большинство студентов отметили, что даже не ожидали получения именно такой информации и таких навыков, и все отметили, что их перспективы значительно расширились.

Студенты получили возможность сразу же применить полученные знания на новой работе. Многие выполнили учебные процессы, непосредственно связанные с наиболее актуальными проблемами их предприятий, которыми ранее никто не занимался.

Большинство выпускников дали положительные отзывы о программе IEM, однако некоторые отметили негативное отношение со стороны руководства компаний. Ряду менеджеров не понравилось, что ИТ-операции их компаний рассматриваются с применением стандартных отраслевых моделей. Другие с неодобрением отнеслись к предложениям по совершенствованию организации работы, например, использованию новых методов интеграции данных для улучшения процедур сбора информации. Однако выпускники IEM с честью справились даже с этой негативной реакцией, отчасти благодаря деловым навыкам и навыкам межличностного общения, развитым и закрепленным благодаря программе IEM.

Литература
  1. M. Bolch, "The Coming Crunch", IEEE Eng. Management Rev., vol. 29, no. 3, third quarter 2001.
  2. S. Stellin, "The Long, Humbling Quest for a Job in Technology", New York Times, 2002. 17 Mar.
  3. P. Bourque, R. Dupuis, eds., Guide to the Software Engineering Body of Knowledge, IEEE CS Press, Los Alamitos, Calif., 2001; www.swebok.org.
  4. F. Brooks, "The Computer Scientist as Toolsmith II", Comm. ACM, vol. 39, no. 3, 1996. Mar.
  5. R.H. Thayer, ed., Software Engineering Project Management, 2nd ed., IEEE CS Press, Los Alamitos, Calif., 1997.
  6. A.S. Tanenbaum, Computer Networks, 3rd ed., Prentice Hall, Upper Saddle River, N.J., 1996.
  7. S. McConnell, Rapid Development: Taming Wild Software Schedules, Microsoft Press, Redmond, Wash., 1996.
  8. G. Booch, Object-Oriented Analysis and Design, 2nd ed., Addisson-Wesley, Boston, 1994.
  9. D. Appleby, D. Callahan, "A Framework for Developing Design Specifications for Complex Heterogeneous Information Systems", Proc. 34th Southeastern Symp. System Theory (SSST 02), IEEE CS Press, Los Alamitos, Calif., 2002.

Дэйл Каллахан (dcallahan@uab.edu) — доцент и директор программы магистратуры по электротехнике в Университете штата Алабама. Боб Педиго (rmpedigo@ieee.org) — инженер-электронщик, выпускник программы IEM.


Dale Callahan, Bob Pedigo, Educating Experienced IT Professionals by Addressing Industry?s Needs. IEEE Software, September-October 2002. IEEE Computer Society, 2002, All rights reserved. Reprinted with permission.


Программа курсов IEM

Прикладные операции

Проектирование и программирование бизнес-систем

Анализ примеров

Управление средами предоставления услуг

Управления разработкой продуктов

Оценка потребностей

Предположения и прогнозы

Численные методы

Оценка рисков

Подготовка спецификаций

Стратегический анализ

Стратегическое и текущее планирование

Системный анализ (затраты/затраты и прибыль/эффективность)

Перенос технологий

Бюджетные процессы

Управление прикладными информационными ресурсами

Управление ИТ в глобальном масштабе

Передача и управление изображениями

Информационные потоки и их использование

Информационные процессы и их совершенствование

Управление информацией

Управление качеством

Управление критически важной информацией

Управление изменениями, существенно влияющими на информацию

Разработка информационных архитектур

Хранилища данных

Разработка и управление распределенными системами

Распределенные вычисления

Распределенные вычислительные архитектуры

Аппаратное программное обеспечение и средства связи

Информационные архитектуры

Проектирование мультимедийных систем

Проектирование технических архитектур

Проектирование корпоративных информационных систем

Создание эффективной информационной структуры

Реинжиниринг бизнес-процессов

Анализ и проектирование бизнес-систем

Техническое проектирование систем электронной коммерции

Этика

Вопросы права

Оценка производительности информационных систем

Реинжиниринг и развитие информационных систем

Введение в компьютерные сети

Коммуникационные протоколы

Архитектуры компьютерных сетей

Защита сетей

Сети и системы связи

Коммуникации (локальные сети, глобальные сети, Internet)

Видеоконференции

Объектно-ориентированное проектирование

Проектирование баз данных

Управление базами данных

(реляционные, объектные модели)

Базы данных и обработки данных

Графические пользовательские интерфейсы

Объектно-ориентированное проектирование и анализ

Операционные системы

Программирование и языки программирования

Стандарты и процедуры программирования (SEI CMM, ISO 9000)

Проектирование программного обеспечения

Качество и тестирование программного обеспечения

Техническое предпринимательство

Клиенты, производители и сотрудники

Экономика и финансы

Прием на работу и развитие индивидуальных навыков

Управление человеческими ресурсами

Навыки межличностного общения и руководства

Управление и мотивация

Маркетинг и продажи

Операции

Организационное управление

Организационная культура и поведение

Организационная динамика

Управление людьми и организациями

Управление персоналом

Стратегическое управление

Искусство ведения переговоров

Венчурный капитал