«Мы команда прагматиков и уверены, что делать большую науку, одновременно выдавая конкретные рыночные результаты, не только возможно, но и необходимо», — настаивает Дик Лампман, опровергая тем самым мнение, что HP все больше преобразуется в некий ИТ-супермаркет, в котором научно-исследовательским разработкам отводится второстепенная роль.
Лампман признает, что ИТ-компания может быть успешной сегодня, однако для получения такой уверенности на завтра она не должна акцентировать свое внимание лишь на сиюминутных деньгах. Необходимо постоянно вести новые разработки, которые станут почвой для успешного роста компании в будущем.
Сегодня HP ежегодно инвестирует 3,5 млрд. долл. на проведение научно-исследовательских работ, причем немалая часть этих средств идет на финансирование шести лабораторий: Пало-Альто (Калифорния), Бристоль (Англия), Пекин (Китай), Токио (Япония), Хайфа (Израиль) и Бангалор (Индия).
«Мы стараемся не только создавать новые направления исследований, но и готовим специалистов нового поколения, ориентирующихся в достаточно широких областях, которые отлично понимают, что и зачем они делают, ориентируясь в смежных технологиях, имеющих отношение к решению той или иной задачи», — отметил Лампман. Откуда компания черпает сегодня идеи и кадры, как организована работа вверенных ему лабораторий — на эти и ряд других вопросов руководитель HP Labs ответил журналу «Открытые системы».
- Как изменился за 40 лет, прошедших со времени основания HP Labs, инновационный настрой компании?
Сорок лет назад отцы-основатели нашей компании решили создать в Пало-Альто специальное подразделение со штатом в 200 человек, которые должны были заниматься перспективными разработками. Наблюдая сегодня жизнь научно-исследовательских подразделений HP изнутри, не думаю, что компания утрачивает новаторский дух. Возможно, если смотреть снаружи, ИТ-общественность не всегда замечает процессов, которые у нас происходят. Скорее всего, это последствия дозированного освещения нашей деятельности, или, наоборот, стратегия маркетинга — мы не делаем громких заявлений, а работаем. Например, многие считают само собой разумеющимся, что на серверах от HP работает версия ОС Linux, которая не только управляет многоплатформенными конфигурациями, но и прекрасно поддерживает параллельное выполнение приложений корпоративного уровня на многопроцессорных конфигурациях, а между тем в оригинальных версиях этой операционной системы таких возможностей нет. Мало того, в нашей версии соблюдаются все стандарты, и пользователь просто не замечает, на какой платформе в данный момент выполняется его приложение. В недрах наших лабораторий родились и были доведены до уровня промышленного применения такие технологии и концепции, как центры обработки данных, Storage Grid, ILM.
Телекоммуникационная индустрия переживает сегодня период крупных преобразований: переход от проводных сетей к цифровым мобильным системам, передача больших объемов мультимедийных данных, предоставление пользователям интерактивного сервиса, обеспечение безопасности и т.д. В рамках работ, проводимых совместно с крупнейшими операторами мобильной связи, мы предложили, например, архитектуру OpenStream, позволяющую передавать мультимедийные потоки на различные устройства через разные сети.
«Internet вещей» (Internet of things) также находится в спектре внимания HP Labs: наши исследователи в Японии изучают возможности интеграции средств сотовой связи и RFID с целью их совместного применения в различных сферах общественной деятельности. Например, с помощью таких средств мобильные операторы могут предоставлять торговым сетям возможность в конкретное время обращаться с конкретными предложениями к конкретной фокусной группе пользователей мобильной связи, находящихся на определенной территории. RFID больше не ограничивается складским хозяйством, а постепенно становится одним из субъектов неодушевленной Сети — интеграция телефона с радиометками плюс возможности Internet предоставляют совершенно новые возможности организации коммуникаций.
- По каким основным направлениям работает сегодня HP Labs?
У нас два основных направления инноваций: фундаментальные исследования, способные изменить саму природу ИТ-отрасли, например нанотехнологии или «ИТ-фабрики», формирующие новую «материю» информационных технологий, влияющие на саму природу компьютерных вычислений и отдельные разработки, призванные улучшить продукты компании, например работы в сфере цифровой фотографии.
Бизнес делает сегодня огромные инвестиции в средства управления гетерогенными системами. Эти вложения можно существенно оптимизировать, если взять на вооружение парадигму стандартных строительных блоков, из которых формируется необходимая конфигурация. Сегодня, например, такие компании, как Dell, получают преимущества от использования стандартных блоков при построении индивидуальных систем, что-то подобное делаем и мы, но в области высокопроизводительных систем, предлагая унифицированные блоки для построения сколь угодно мощных конфигураций. Отсюда вытекают два направления наших прикладных разработок: получение преимуществ от использования унифицированных стандартных компонентов (это на нижнем уровне) и добавление нового качества в имеющиеся решения (например, Linux/IA-64).
Если говорить еще более конкретно, то наши исследования фокусируются на следующих направлениях: изменение инвестиционной привлекательности ИТ — разработка технологий, позволяющих пользователям улучшить соотношение стоимость—эффективность вложений, которые бизнес делает в ИТ (автоматический мониторинг ИТ-инфраструктуры, масштабирование и гибкое реагирование на запросы бизнеса, grid, Linux и управление бизнес-процессами для создания адаптивных предприятий); технологии печати и обработки изображений; отраслевые решения (телекоммуникации, промышленность, финансы, индустрия развлечений); технологии доставки сервисов; пограничные исследования — разработка новых технологий, возникающих на стыках различных научных дисциплин.
- Один из «коньков» HP — адаптивные инфраструктуры, какова роль HP Labs в этой разработке?
Сегодня ИТ-конфигурации большинства компаний состоят из островков автоматизации, эксплуатация которых обходится весьма дорого, как если бы в квартире у каждого была своя печь, колодец, электростанция, блок утилизации отходов и т.п. Почему бы, например, как и в коммунальном хозяйстве, не предоставить пользователю возможность выбора услуг из общего пула. Идея неплохая, но в области ИТ-услуг реализовать ее в полном объеме пока еще никому не удалось. Не вдаваясь в детали, отмечу лишь шесть основных задач, которые здесь еще предстоит решить: создание инфраструктуры сервисов с унифицированным доступом к ним; обеспечение теоретически неограниченного масштабирования вычислительной мощности; построение системы управления «коммунальным» ИТ хозяйством компании; создание гибкой системы безопасности; разработка оптимальной системы виртуализации ресурсов; разработка модели автоматического перераспределения ресурсов в зависимости от текущей потребности с исключением влияния человеческого фактора.
Одним из проектов, который HP Labs реализует в рамках этих задач, является grid, а именно программа Tiramisu, которая во многом аналогична программам, предлагаемым в ряде университетов, с той лишь «небольшой» разницей, что все они остаются на бумаге.
- В чем особенность этого проекта?
В российских академических кругах хорошо знают, что такое grid для выполнения научно-исследовательских грантов, но мы пошли дальше, поставив перед собой задачу создания grid для коммерческих организаций. Теоретически особых проблем здесь нет — соблюдение открытых стандартов позволяет работать со многими центрами данных, общаясь с ними через унифицированные интерфейсы. Однако, чтобы реально пользоваться планетарным ИТ-ресурсом, как мы сегодня используем воду или воздух, требуются адекватные усилия всего научно-технического сообщества планеты — объединение этих усилий и входит в задачу открытого проекта Tiramisu, который является элементом стратегии компании HP по созданию адаптивной инфраструктуры.
Сегодня у нас налажены тесные контакты с центрами данных и университетами России, Канады, Сингапура и Китая, причем речь идет не только о предоставлении вычислительных ресурсов, но и решении в рамках grid конкретных прикладных задач. Например, Россия специализируется на приложениях SAP, инженерных разработках и исследованиях в области нефте- и газодобычи; Канада — корпоративных приложениях, физике и задачах нефте- и газодобычи; Сингапур специализируется на задачах обработки мультимедиа, биоинформатике и виртуальных рабочих местах. Мы также тесно работаем с ЦЕРНом — ядерным центром в Женеве.
Другой, достаточно близкий к Tiramisu проект — Tycoon, предназначенный для решения задачи распределения вычислительных корпоративных ресурсов. Такие ресурсы могут размещаться как внутри корпорации, так и вне ее. Назначение проекта — предложить ясные процедуры для разрешения, причем почти в реальном времени, знакомых администраторам проблем. Компании нужны вычислительные ресурсы, но заранее неизвестно, сколько и на какое время, — как поступить? Можно купить новый сервер, но где гарантия, что он будет загружен полностью, можно арендовать время в центре данных, но неизвестно, сколько именно часов. А если воспользоваться услугами grid-конфигураций, то где гарантия, что компания получит ресурсы нужного качества, в нужном объеме, — и неясно, как за них расплачиваться при отсутствии фиксированной загрузки оборудования. Уникальная идея Tycoon, предложенная в HP Labs, заключается в организации управления взаимоотношениями между поставщиками и пользователями ресурсов на основе математической модели состояния распределенных ресурсов-сервисов, выделяемых в зависимости от кредитов.
- Можно ли оценить результативность работы HP Labs, например сколько разработок было выпущено в «жизнь», какие конкретные решения за недавнее время были переданы промышленности и вылились в коммерческий продукт?
Точно оценить трудно — коммерческие перспективы одних исследовательских проектов изначально очень неопределенны и по ряду причин они могут вообще не дойти до реализации. Существует определенный цикл разработки: часть направлений трансформируется в другие, часть используется совсем не так, как изначально планировалось. Например, работы по виртуализации начинались шесть лет назад, и тогда это была академическая разработка, а сегодня, в условиях гетерогенных сред и роста масштабов систем хранения, без виртуализации сложно себе представить сколь угодно эффективное управление ИТ-инфраструктурой. Другие работы могут слишком опережать свое время — на них идет отработка идей и формируется почва для рождения побочных решений. При традиционном подходе в случае коммерческого неуспеха менеджер обычно прекращает проект, но в случае исследовательского это не всегда верно. Отрицательный результат тоже результат, например, в свое время нам было важно нащупать пределы применимости полупроводниковой технологии или возможности магнитных носителей.
Некоторые исследования, проводимые в наших лабораториях, имеют историю, которая измеряется десятилетиями. Результаты ряда из них мы ожидаем уже в ближайшее время. Уже десять лет ведутся работы по квантовым вычислениям в частности квантовой оптике, которые применительно к ИТ имеют целью исследования возможности дальнейшего выполнения закона Мура в пространстве наноэлектроники. Такие работы требуют привлечения специалистов самых разнообразных специальностей и затрагивают множество областей — ведь речь идет о создании интегрированных структур, содержащих триллионы компонентов. Одной из перспективных сфер приложения здесь является создание квантовых систем обеспечения безопасности с абсолютной криптостойкостью, которые непременно найдут применение в системах электронной коммерции. Идея квантового распределения ключей (Quantum Key Distribution) появилась несколько лет назад и тогда казалась фантастикой, а сегодня в нашей лаборатории в Бристоле к концу этого года мы ожидаем первые результаты по квантовой криптографии.
Наша задача сделать мощные, на сегодняшний день кажущиеся фантастическими технологии, достоянием наших пользователей, а для этого нам нужно, прежде всего знать, что им потребуется в будущем.
Много наших разработок уже нашло применение на практике: HP StorageWorks, grid, Integrity и т.д. Взять хотя бы ILM. Бизнес любого размера прекрасно знает, как трудно управлять аморфными корпоративными ресурсами, которые, по разным оценкам, растут на 30% в год, — создание корпоративных систем хранения, заменяющих жесткие современные конфигурации модульными, построенными из «умных» ячеек, позволяет относительно легко решать задачи масштабирования и дает возможность предоставить пользователям одинаковый функционал независимо от объемов физических данных. В результате пользователи одинаково эффективно работают как с малыми, так и большими конфигурациями.
- Как внутри компании организована работа HP Labs?
В общем случае инициатива по выбору новых технологий принадлежит HP Labs — я регулярно принимаю участие в заседаниях совета директоров, выслушиваю различные мнения по возможным направлениям развития компании по отраслям или вертикальным рынкам, но никто, как правило, не приказывает, что нам делать. Наоборот, руководители бизнес-подразделений спрашивают нас, на что им обращать внимание в беседах с клиентами, какие обещать перспективные решения. Нам важна и обратная связь — знать, что нужно реальному клиенту сегодня, чтобы спрогнозировать, что ему потребуется в будущем, поэтому мы тесно контактируем со всеми техническими и бизнес-подразделениями компании. Совместно мы вырабатываем глобальные стратегии, динамически реагируя на рыночную обстановку. Безусловно, у нас есть много и конкретных заказов, но мы всегда вольны в распределении своих ресурсов.
- Насколько сегодня престижно для молодежи получить у вас работу? Как решается кадровый вопрос в HP Labs?
Лопнувший пузырь «доткомов» сильно повредил имиджу отрасли. Сегодня не так модно, как еще несколько лет назад, работать в сфере ИТ. Однако это оказало и положительное влияние — произошел качественный сдвиг в составе приходящей к нам молодежи, и сегодня к нам приходят более целеустремленные специалисты, готовые долго и упорно работать. Тем не менее мы ощущаем давление со стороны рынка кадров, хотя и далеко не все выпускники вузов вопреки устоявшемуся мнению стремятся в финансовые менеджеры — многих привлекает атмосфера исследовательской лаборатории с ее свободой творчества.
У нас тесные взаимоотношения с университетами США, Швейцарии и России, вместе с которыми мы выполняем как открытые, так и коммерческие проекты, а иногда спонсируем некоторые разработки, одновременно привлекая из их среды талантливые кадры. Кроме этого, в США у нас только две лаборатории, а остальные в других странах, где другое состояние экономики и иные мотивации талантливой молодежи, которую мы и приглашаем к себе. Сегодня я не ощущаю дефицита талантов, другое дело, в проектах наших лабораторий часто бывают задействованы люди разных профилей: ИТ-специалисты, архитекторы информационных систем, социологи, физики, электромеханики, лингвисты и т.п. — междисциплинарная команда является ключом к успеху проекта, но сформировать такую команду задача не из простых.
- Есть ли у компании планы по использованию интеллектуального потенциала России, тем более, что уже почти все ИТ-производители открыли здесь свои лаборатории и центры?
Еще в 1993 году мы серьезно рассматривали вопрос относительно открытия таких центров и в России. В прошлом году мы опять обсуждали этот вопрос, но пока никаких анонсов дать не могу — сегодня экономика и общая ситуация в вашей стране более стабильна, чем тогда и, скорее всего, этим планам суждено сбыться, тем более что интеллектуальный потенциал, несомненно, является одним из основных ресурсов России.
Некоторые проекты HP Labs
1986 год. HP Labs адаптирует к требованиям рынка первые RISC-микропроцессоры, которые стали на тот момент прорывом в производительности по сравнению с современниками.
1994 год. Разработка 64-разрядной архитектуры Itanium совместной командой из HP Labs, начавшей первые исследования в этой области еще в 1981 году, и группой инженеров из Intel. Первый прототип микропроцессора появился в 2001 году.
1995 год. Команда бизнес-аналитиков и разработчиков HP Labs предложила стандарт построения гибкой телекоммуникационной платформы, известной сегодня как семейство продуктов Open Call, сервисом которых так или иначе по состоянию на 2006 год пользуются около 100 млн. человек. Сейчас исследователи из лаборатории работают над интеграцией Open Call с телефонией 3G для предоставления пользователям услуг передачи мультимедиа высокого качества.
2001 год. Лаборатория предлагает концепцию Utility Data Center, позволяющую оптимизировать процесс предоставления и загрузки корпоративных ресурсов. В основу концепции положены работы HP Labs по обеспечению качества сетевого обслуживания (Web QoS).
2002 год. Создание технологии перезаписываемых дисков DVD (DVD+RW), совместимых со стандартными плейерами. В этом же году команда, состоящая из химиков, физиков, инженеров и ИТ-специалистов, достигла первых результатов по созданию квантовой памяти. Прототип 64-разрядной памяти использует принцип активных молекулярных переключателей размером с микрон.
2004 год. Технология моделирования, разработанная в HP Labs, стала основой для системы OpenView Automation Manager, призванной помочь управлять ресурсами в зависимости от приоритетов бизнеса. В этом же году станция Spirit, работающая в рамках программы NASA по изучению Марса, передала на Землю свои первые фотографии, которые были упакованы с помощью разработанного в HP Labs алгоритма сжатия изображений.
2005 год. Предложена замена транзистору - технология сrossbar latch (поперечный затвор) использует нанопроводники и в ближайшем будущем позволит выпускать микросхемы с нормой плотности в 22 нм.