В России мало компаний, предоставляющих программное обеспечение как услугу. Было сообщение о приходе на российский рынок компании NetSuite; недавно вышла русскоязычная версия Salesforce.com, компания SAP говорит о наличии ряда примеров распространения программ по модели SaaS, однако более или менее значимого присутствия даже западных поставщиков SaaS на нашей территории нет. Конечно, есть традиционные для Всемирной паутины модели оказания бесплатных услуг электронной почты, хранения фотографий, частных сайтов или блогов, но нас интересуют платные сервисы, ориентированные в первую очередь на бизнес-пользователей.
Статистика показывает, что основную долю потребителей SaaS в западном мире составляют североамериканцы— 89%, а на долю Европы приходится лишь 5%. Среди пользователей сервисов по запросу разделение идет в следующей пропорции: 61%— это транснациональные корпорации, 28%— предприятия среднего масштаба, 11%— малый бизнес. (К сожалению, статистика не говорит, в денежном или количественном соотношении измерялись доли рынка.) Исследователи уверяют, что около трети американских компаний в 2006 году уже использовали SaaS и еще 43% собирались применять эту модель в большей или меньшей степени в течение следующих лет, а 26% не рассматривали SaaS вообще. Аналитики прогнозируют, что к 2011 году четверть всех информационных систем будет поставляться как сервисы.
Еще один интересный аспект. Почти 80% рынка SaaS составляют системы информационного обеспечения фронт-офиса— прежде всего, системы управления отношениями с клиентами в части автоматизации продаж (Sales Force Automation, SFA), маркетинга (Marketing Automation, MA), а также Web-порталы взаимодействия с партнерами (Partner Relationship Management, PRM) и самообслуживания клиентов (customer e-Service). Далее следуют системы планирования ресурсов предприятия (ERP), на их долю приходится около 12% рынка, однако здесь число внедрений намного меньше, поскольку сложно настроить решение «по требованию» под требования конкретного заказчика (адаптация под специфику учетной политики, алгоритмы расчета, правила формирования отчетности и пр.).
Как и на Западе, в России достаточно хорошо развито предоставление в режиме онлайн систем обработки однотипных транзакций, когда поставщик услуг размещает у себя ядро системы, которая обрабатывает в массовом порядке одни и те же операции. Примерами могут служить системы обработки платежей, кредитных карточек, бронирования и продажи авиабилетов и т.п. Конечно, для профильных компаний это может быть автоматизацией ключевых бизнес-процессов; в частности, системы Global Distribution System (GDS) представляют собой ядро автоматизации для турагентств, гостиниц и авиакомпаний. Системы GDS позволяют распространять данные об услугах железнодорожных и авиаперевозок, аренды автомобилей, размещения в гостиницах, туристических экскурсий по всему миру. Более того, они позволяют не только оформлять резервирование и продажу, но и проводить взаиморасчеты и даже отслеживать реализацию услуг. Подобно тому как обработку кредитных карт сосредоточили в своих руках несколько глобальных игроков, и даже имеются индустриальные стандарты (Payment Card Industry, PCI), так и в области GDS в мире насчитывается всего несколько поставщиков (Sabre, Galileo, Amadeus). Тенденция к консолидации и глобализация экономики стали причинами централизации таких транзакционных систем и предоставления ими своих услуг в виде удаленного доступа.
Относительно мало используются в виде сервисов другие средства автоматизации, в частности, документооборот, хранилища данных, архивы. Зато одна из областей хранения информации— управление знаниями— получила своеобразное развитие в Сети благодаря Wikipedia. Как о поставщиках, работающих по модели SaaS можно также говорить о поставщиках информации— таких, как новостные агентства (Associated Press, CNN) или биржевые индикаторы (Reuters, Bloomberg), поскольку с их системами интегрируются ИТ-инфраструктуры организаций. Но они все же ориентированы не на автоматизацию, а на информационное обеспечение.
Интересными предложениями изобилует сфера обеспечения средствами коммуникаций между отдельными пользователями и целыми организациями. Это различного рода системы обмена сообщениями (те же MSN и ICQ), средства цифровой телефонии (наиболее известный— Skype), а также проведения теле- и Web-конференций (Cisco WebEx, Citrix GoToMeeting, Centra, FreeConference). Данные решения все больше ориентируются на автоматизацию рабочих групп, бизнес-процессов и потоков задач. WebEx уже не первый год продвигает сервисы, охватывающие различные стороны обмена информацией между организациями и подразделениями территориально распределенных структур. WebOffice представляет собой общий органайзер, позволяющий разделять между членами одной рабочей группы, разбросанной организационно и географически, календарь, списки задач, хранилище документов и т.п. Концепция этого продукта переросла в инициативу WebEx Connect, которая позволяет вовлекать служащих из разных организаций в общее рабочее пространство, при этом ограничивая их доступ во внутренние информационные системы друг друга. Если говорить о функциях ведения проектов, то имеется большое число сайтов, позволяющих отслеживать или организовывать рабочий процесс,— например, Basecamp, Zoho, updatelog.com, Daptiv.
В отличие от традиционного лицензирования программных продуктов или условно бесплатного «открытого кода», за «программы по запросу» клиент платит по принципу подписки, обязуясь вносить регулярные платежи. Считается, что основным преимуществом SaaS является низкая стоимость владения и почти нулевая стоимость запуска в эксплуатацию. Конечно же, в реальности требуются определенные вложения в адаптацию, обучение, интеграцию и т.п., да и переключение на конкурирующее решение, происходит не так просто, как о том рассказывают поставщики SaaS.
Не будем рассматривать филиалы международных компаний, где использование таких решений продиктовано общекорпоративными стандартами, а посмотрим, почему наши ИТ-директора не спешат в объятия модели «программы по запросу»?
Во-первых, не все ИТ-специалисты в России представляют суть таких сервисов. Надо вкладываться в «образование и обучение рынка», в публикации, конференции, рекламу, проводить разъяснительную работу.
Во-вторых, возникает вопрос безопасности. Даже если ИТ-директора доверяют услугам хостинга, даже если они готовы отдать на аутсорсинг поддержку приложений, им трудно убедить службы безопасности своих предприятий в надежности сторонних организаций. Мало кто из отечественных компаний может инвестировать большие средства в отладку механизмов сопровождения приложений до того уровня, который гарантируют ведущие поставщики корпоративных систем как сервисов. При этом службы безопасности просто запрещают физическое хранение конфиденциальных и критичных для бизнеса данных вне территории организации. Есть также требования законодательного или регуляторного характера, которые запрещают хранение данных за пределами страны или предоставление к ним доступа лицам, не являющимся сотрудниками организации-обладателя данных и соответствующих разрешений на работу с ними. К таким данным могут быть отнесены не только секретные государственные материалы, но и просто информация о клиентах. Если в случае с американскими или даже европейскими компаниями имеются юридические и другие возможности урегулировать такие вопросы, например, подписав соглашения о конфиденциальности и разделении ответственности между поставщиком и потребителем услуг on demand, то для российских компаний это представляет большие трудности. Возможно, с открытием у нас представительств поставщиков SaaS— не только как юридических резидентов, но и с физическими центрами хранения и обработки данных на территории России— вопросы конфиденциальности и безопасности будут решаться по типовым схемам, и все барьеры будут устранены.
В-третьих, препятствием становится пресловутая «динамичность» местного рынка. Речь идет прежде всего об отечественном законодательстве, реакция на частые изменения которого критична для таких сфер автоматизации, как бухгалтерия, финансы, биллинг, сбыт и снабжение. Для западных игроков российская «динамичность»— проблема, а для отечественных пионеров SaaS она может оказаться преимуществом.
Некоторые отечественные фирмы уже вовлечены в SaaS-проекты, по большей части ориентированные на западных клиентов. При этом речь идет не только об офшорной разработке, но и о продуктовых компаниях, которые выводят свои услуги на глобальный рынок; примерами могут служить компании Wrike, Eccentex и InvisibleCRM.
Без партнерской сети проникновение модели SaaS на ИТ-рынок России невозможно. Любое ИТ-решение требует как минимум усилий по продвижению, продаже, обучению, интеграции и сопровождению, однако поставщик решения SaaS обычно предоставляет техническую поддержку, а не полный цикл услуг по внедрению этой модели. На Западе широкую популярность решениям категории on demand обеспечило сообщество партнеров, проповедующих и распространяющих подписку, оказывающих услуги по внедрению, настройке и адаптации хостинговых систем. Надо отметить, что на российском ИТ-рынке царит своеобразная олигополия: дюжина системных интеграторов является «придворными» поставщиками для федеральных государственных и коммерческих структур, заодно обслуживая и остальные сегменты среднего бизнеса. Интересы системных интеграторов заключаются в том, чтобы продать как можно больше «железных» и «инфраструктурных» проектов, да еще побольше лицензий поверх этого. Такой подход идет вразрез с идеей SaaS.
В-четвертых, отсутствие потребителей «программы как услуги» в России. Спрос должен рождаться от потребностей, которые либо вырожают сами предприятия, либо им его формируют поставщики. Но есть ли спрос на SaaS в России?
Для стимулирования спроса нужно широкое проникновение Internet. Например, студенты ведущих западных университетов уже давно хранят свои личные документы в глобальных Web-ресурсах, а большинство резюме приходит в компании Кремниевой долины в формате Google Doc, а не Word и даже не PDF. Конечно, успех проектов типа «Одноклассники.ру» говорит о том, что несколько миллионов «бытовых» посетителей в Рунете имеется. Какой процент из них составляют «коммерческие», определить трудно, как и взвесить шансы на то, что они будут готовы потреблять платные услуги.
Кроме этого, аудитория российского сегмента Сети должна содержать большой процент предприятий малого и среднего бизнеса, которые вместо закупки компьютеров, программ и оплаты ИТ-персонала предпочли бы пользоваться бесплатными или низкотарифными Internet-системами, по аналогии с mail.ru или narod.ru. К сожалению, малый бизнес имеет несущественную долю в ВВП страны, да и то обычно присутствует в тех сферах, где ИТ некритичны. Напротив, в США значительную часть компаний малого и среднего бизнеса составляют предприятия сферы услуг, причем не простых, а составных, производных, где информационная система необходима. Выходит, что до тех пор пока наши предприятия высоких технологий и сферы услуг не достигнут определенного уровня зрелости, вся надежда на государство и добывающие отрасли, от которых зависит благосостояние всей экономики.
Основной заказчик вряд ли будет тратить сверхдоходы от продажи энергоносителей на SaaS по уже перечисленным причинам. Нельзя с оптимизмом говорить и о предприятиях нефтегазового и энергетического сектора: они склонны к «тяжелым» системам от SAP, IBM, Oracle, HP, Sun… Правда, есть вероятность того, что эти производители уговорят своих клиентов попробовать услуги on demand из собственного продуктового портфеля. Ведь в последние годы почти все они ринулись на просторы Web-решений, в том числе и с применением модели SaaS.
Игроки тех отраслей, что завязаны на приток денег от продажи энергоносителей (финансы, страхование, розничные сети и телекоммуникации), направили свои усилия на экстенсивный рост— захват доли рынка, выход на IPO и повышение капитализации. Как следствие, почти все они рассматривают ИТ как капитальные вложения, а в контексте этого покупка «железа» и лицензий оценивается как долгосрочная инвестиция— в противоположность услугам on demand, ежемесячная оплата которых относится к текущим затратам и не повышает капиталоемкость активов.
Многие российские компании в агрессивной борьбе за долю растущего рынка преимуществом считают свою уникальную модель бизнеса, обеспеченную специфичной информационной системой, часто собственной разработки, а модель SaaS, как следует из приведенной выше статистики, пока что слабо адаптируема. Казалось бы, главное достоинство SaaS именно в гибкости— не подходит одна реализация, взяли другую, однако все «решения по запросу» на сегодняшний день предоставляют лишь минимальный набор функций, который обязательно будет востребован всеми в массовом порядке. А вот специфические функции или возможности доработки под конкретного клиента весьма ограничены. К примеру, традиционные CRM-системы Siebel CRM, Pivotal CRM или Onyx CRM позволяют через инструментарий быстрой разработки реализовать различные структуры данных, пользовательские формы, интерфейсы, отчеты и, самое главное, бизнес-логику. Между тем, даже самый продвинутый из их собратьев из мира on demаnd, Salesforce.com, по своим возможностям доработок и настроек под специфику бизнеса находится лишь на начальном уровне. Возможно, с развитием платформ типа Apex от Salesforce.com или SuiteFlex от NetSuite, которые позволяют разрабатывать приложения на централизованной хостинговой платформе, эта проблема решится, но в ближайшие несколько лет крупные и критичные для бизнеса системы на них не мигрируют.
Есть и более оптимистичные наблюдения— интерес к SaaS будет связан с переходом от автоматизации бэк-офиса к автоматизации фронт-офиса и взаимодействию с контрагентами. Кроме того, имеются аргументы для инвесторов и собственников— использование информационных систем как сервиса по подписке позволяет свести к минимуму потери от выбора неверной системы или провала внедрения, поскольку не требует больших первоначальных вложений. Однако многие поставщики масштабных корпоративных систем готовы предложить схемы лизинга, рассрочки до момента внедрения или даже возврата денег в случае неуспеха.
О пользе интеграции
www.osp.ru/os/2006/01/380755
Сервисная модель программного обеспечения
http://www.osp.ru/os/2007/10/4705880
Сервисы и сложные системы
http://www.osp.ru/os/2007/10/4705804