Под управлением корпоративной эффективностью (Corporate Performance Management, CPM) понимают непрерывную деятельность по принятию обоснованных управленческих решений, в основе которой лежит совокупность процессов, методологий, метрик и программного обеспечения. CPM включает в себя процессы формулирования стратегии организации, планирования, бюджетирования и прогнозирования, методологии, такие как сбалансированная система показателей и ценностно-ориентированный менеджмент, а также метрики для измерения эффективности достижения стратегических и операционных целей.
Методы и инструменты управления эффективностью
До недавнего времени для положительной оценки бизнеса достаточным условием было достижение требуемых финансовых показателей, но сегодня требуется комплексный учет всех направлений деятельности организации: показатели работы с клиентами, показатели внутренних процессов, обеспечивающих устойчивые конкурентные преимущества, а также показатели результативности управления персоналом и ростом организации. Все это в полной мере относится и к управлению эффективностью современного вуза.
Сегодня происходит активное развитие концепции управления корпоративной эффективностью и соответствующих программных систем, в частности СPМ-систем, широко внедряемых как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях. Например, в результате развертывания программы повышения эффективности в американском правительстве с 1993-го по 1999 год была снижена численность персонала в системе государственного управления на 17% (317 тыс. человек). Системы управления эффективностью успешно внедрены в органах госуправления Великобритании, Германии, Японии, Швеции и ряда других стран.
Информационная система управления корпоративной эффективностью является частью информационной системы вуза и позволяет участникам процесса управления реализовывать на практике методики и бизнес-процессы управления. В состав CPM входят следующие компоненты:
-
подсистема реализации функции целевого управления – мониторинг текущего состояния бизнеса, управление системой показателей, анализ проблемных ситуаций и др.;
-
подсистема моделирования – формирование сценария деятельности, учет использования ресурсов, выявление ограничений и узких мест, применение методов функционально-стоимостного анализа для расчета себестоимости и т.п.;
-
подсистема планирования, бюджетирования и прогнозирования – учет особенностей структуры организации и ее финансовых потоков, учет тенденций, формирование прогнозов, анализ отклонений и др.;
-
подсистема интеллектуальной бизнес-аналитики – сбор необходимой информации из различных разнородных источников (ERP, CRM, SCM и др.), ее структуризация и анализ в интересах бизнеса;
-
подсистема финансовой консолидации и отчетности – организация сбора и обработки финансовой отчетности вуза и партнерских компаний, формирование комплекта финансовых отчетов в соответствии с международными и национальными стандартами.
Современный подход к целевому управлению организацией и поддержка основных управленческих бизнес-процессов с помощью информационных систем предусматривают несколько уровней управления (см. рисунок). На верхнем уровне представлен процесс разработки стратегии организации и соответствующей сбалансированной системы показателей. Данный процесс в значительной мере опирается на опыт и интуицию руководителей компании, для выполнения этой задачи могут привлекаться внешние консультанты. Существенную помощь тут могут оказать системы поддержки принятия решений, в частности системы, использующие возможности динамического моделирования экономических процессов на основе теории системной динамики.
Системно-динамические модели позволяют производить сценарный анализ, проигрывать различные решения и анализировать их последствия, анализировать риски и оптимизировать управляющие параметры. Для создания системно-динамических моделей используются различные программные средства, в частности PowerSim Studio, iThink, WenSim, AnyLogic и т.д. Все они представляют собой средства визуального программирования с набором блоков различной функциональности.
Целевое управление вузом и реализация разработанной стратегии поддерживаются с помощью CPM-решения, включающего в себя ряд приложений, интегрированных с платформой бизнес-аналитики, обеспечивающей средства интеллектуального бизнес-анализа и представления информации. С помощью CPM-системы на оперативном уровне реализуется целевое управление вузом.
На нижнем уровне представлены процессы оперативного управления с помощью интегрированной системы управления и ее элементов: ERP, CRM, SCM и др.
Сетевая учебная корпорация
В Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова активно используется решение IBM Cognos 8 Performance Management как для организации функционирования вуза, так и для подготовки специалистов в сфере экономики и менеджмента, в частности в соответствии с новыми образовательными стандартами третьего поколения. Обучение организовано на базе виртуальной образовательной среды «Сетевая учебная корпорация», разработанной в ходе реализации Инновационной образовательной программы РЭА в рамках приоритетного национального проекта «Образование» при участии компании IBS. Идея создания «Сетевой учебной корпорации» принадлежит руководству РЭА и факультета информатики, проект системы разработан консультантами IBS совместно со специалистами вуза. В состав «Сетевой учебной корпорации» входят девять учебных лабораторий и ситуационный центр, а сама система включает в себя несколько взаимосвязанных подсистем.
Подсистема «Виртуальные лаборатории» построена на основе программных продуктов VMware и дополняет учебные программы РЭА «виртуальными тренажерами», на которых студенты обучаются навыкам работы со всеми основными информационными системами управления, используемыми в бизнес-практике современных предприятий: ERP, BI, CPM, CRM, eBusiness, управление проектами, системы динамического моделирования и системы моделирования бизнес-процессов. В учебном процессе используются такие программные продукты, как IBM Cognos, Microsoft Dynamics AX и CRM, ARIS, PowerSim. Вход в «Виртуальные лаборатории» осуществляется через подсистему дистанционного управления, обеспечивающую возможность доступа к ресурсам лабораторий с любого компьютера. Подсистема обеспечивает централизованное управление распределенной программной инфраструктурой и предназначена для гибкой организации работы с приложениями, размещенными на виртуальных машинах.
Система дистанционного управления (СДУ) является точкой входа ко всем возможностям «Сетевой учебной корпорации» и обеспечивает планирование, контроль и анализ учебного процесса. С ее помощью студенты могут получать расписание занятий, программы курсов, учебные материалы, проходить необходимые тестирования и аттестации. Преподаватели имеют возможность планировть график лекций, бронировать аудитории, осуществлять оперативный контроль учебного процесса (списки групп, посещаемость, успеваемость), составлять индивидуальный график обучения для студентов и контролировать его выполнение. СДУ включает в себя также возможности создания и размещения новых электронных курсов и тестов в разных форматах, в частности стандарта для систем дистанционного обучения SCORM (Sharable Content Object Reference Model). СДУ построена с использованием продуктов и технологий компании HyperMethod IBS.
В рамках проекта «Сетевая учебная корпорация» не только подготовлена среда обучения (программные платформы и программные продукты и базы данных), но и разработаны программы обучения и методические материалы (учебники, курсы лекций, лабораторные работы, электронные тесты). Подготовлена система отраслевых моделей предприятий с возможностью выполнения междисциплинарных проектов.
Наряду с обучением бакалавров и магистров, РЭА предлагает обучение и консалтинг в сфере методологии и технологий построения корпоративных систем управления, управления эффективностью и интеллектуальной бизнес-аналитики в рамках программ МВА, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обучение и консалтинг реализованы на базе продуктов и технологий IBM Cognos. В Центре компетенции IBM в РЭА разработаны и развиваются программы обучения и методические материалы (учебники, курсы лекций, лабораторные работы, электронные тесты, отраслевые модели). Поскольку доступ к системе обучения продуктам и технологиям IBM Cognos возможен через Internet, планируется предоставление обучающих ресурсов не только другим вузам и бизнес-школам, но и слушателям корпоративных образовательных программ.
Ольга Китова (Olga.Kitova@mail.ru) – профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (Москва).
Схема. Поддержка процессов управления организацией на различных уровнях