«Изобретение облачного компьютинга создает условия для тектонического сдвига, по силе воздействия на государственные органы не уступающего появлению Интернета. Не вызывает сомнения, что облачный компьютинг трансформирует работу правительств...» – эти слова принадлежат Вивеку Кундра, занимающему пост государственного ИТ-директора США (Federal Chief Information Officer) и руководящему внедрением облаков на федеральном уровне. Действительно, облачные технологии привлекли к себе внимание руководителей ряда государств, в том числе, например, и Барака Обамы, решившего действовать в духе своих предшественников, имена которых прочно ассоциируются с техническими начинаниями: Трумэна – с атомной бомбой, Эйзенхауэра – с массовым строительством хайвеев, Рейгана – с СОИ, Клинтона и Гора – с Интернетом. В годы милитаризированного правления Джорджа Буша заметный упор делался на информационную безопасность, и тогда одним из центральных пунктов президентской программы был проект «доверительного Интернета» (Trustsed Internet Connection, TIC). После ухода Буша проект не был свернут, но подвергся серьезной оптимизации и теперь именуется TIC-2, объединившись с проектом по защите от проникновении извне (Einstein 2 Intrusion Detection System). Обновленный TIC-2 по-прежнему курирует подразделение национальной кибербезопасности, входящее в Министерство внутренней безопасности США.
Президентство Обамы и надежды на перемены к лучшему совпали с возникновением облачной идеи, и, хотя процессы взаимного влияния государственного строя на науку и технологии почти не изучены, имеется ряд показательных примеров их плодотворного взаимодействия. О Второй мировой войне написано бесчисленное множество книг, но никто не проводит параллель между сосуществованием двух тоталитарных режимов и использованными ими типами оружия: ни десятью годами раньше, когда еще не был достигнут требуемый уровень вооружения (танки, самолеты, артиллерия), ни десятью годами позже, когда была создана атомная бомба, именно такой войны быть не могло. Взрывной интерес к облакам не мог возникнуть при Буше, и только сегодня именно эти технологии оказались в полной мере соответствующими взглядам Барака Обамы. Осенью 2009 года, выступая в одном из центров (Маффетт Филд) разработки облачных технологий на базе NASA, Кундра изложил свою программу. Место для выступления было выбрано не случайно – база Маффетт Филд знаменита не только огромными ангарами для дирижаблей, построенными в 30-е годы, военным аэродромом, но и тем, что здесь расположен Исследовательский центр им. Джозефа Эймса. Кстати, несколько лет назад тут же располагался компьютерный музей, который теперь переместился на 5 километров, в Маунтин-Вью. На базе NASA, на ближних подступах к Кремниевой долине, предполагается построить государственные серверные фермы наподобие ЦОД Google, и, по словам Кундры, у этой его инициативы две цели. Первая, экономическая – сокращение расходов за счет исключения дублирования в использовании ресурсов. Например, одно из федеральных агентств имеет 23 ЦОД, которые было бы рациональнее упаковать в облака. Вторая – социальные изменения. Администрация Буша не рассматривала всерьез облачные решения, считая, что они оставляют возможность для уязвимости государственных компьютерных сетей, и, хотя Обама разделяет эти сомнения, он считает, что можно найти адекватные способы защиты, и это в конечном итоге позволит получить многомиллиардную экономию.
Кундра действует исходя из своего опыта работы с облаками, который он получил в 2007 году на посту технического директора федерального округа Колумбия. Тогда в кратчайший срок он перевел в Google электронную почту почти 40 тыс. чиновников из 80 федеральных ведомств, вынеся в онлайн значительную часть окружных данных и развернув кампанию Apps for Democracy, которая не только революционизировала отношения населения
с властями, но впервые показала, что государство может опережать частные фирмы в вопросах инноваций. По мнению Кундры, у современного государства нет альтернативы облакам – в обыденную жизнь граждан вошли электронная переписка, блоги, обмен мультимедийными файлами и пр. На все это государство должно реагировать, создавая принципиально иную систему бюрократии. Для сравнения, администрация Буша породила 200 млн электронных писем, а количество писем, которое создаст администрация Обамы, будет измеряться миллиардами, поэтому Кундра считает, что в перспективе до 2020 года предстоит радикально переосмыслить все используемые сегодня ИТ, и прежде всего следует полностью «вебифицировать» (webify) все существующие государственные учреждения. Сейчас, по мнению Кундры, этот процесс вступает в третью фазу. Первая была формальной – в 90-е годы Web позволила объединить граждан с правящей бюрократией, и сегодня только федеральное правительство имеет около 24 тыс. сайтов. Вторая – совершенствование внутренней инфраструктуры, создание мощных ЦОД, сервисных архитектур и т.д. А вот на третьей фазе необходимо понять, как можно создать контекстно управляемую инфраструктуру, как создать инструменты, которые стали бы реальной частью повседневной жизни. Правительство, по мнению Кундры, должно сделать так, чтобы все сложности остались за сценой, человек не должен путаться в хитросплетениях тысяч федеральных сайтов, не должен попадать в зависимость от новой бюрократии.
Облачная программа США
Социальная программа Кундры состоит из пяти пунктов:
- правительство должно стать более открытым и прозрачным, граждане страны должны понимать его действия, видеть направления расходования средств, что можно сделать уже сейчас, оценив по сайту recovery.gov инвестиционную политику правительства;
- годовой ИТ-бюджет федерального правительства составляет 71 млрд долл., но рациональность его использования не поддается оценке – переход на облачные сервисы позволит не только ввести учет и контроль, но и сократить затраты;
- федеральное правительство и правительства штатов должны объединить усилия для повышения уровня информационной безопасности государства, экономических субъектов и граждан;
- новые технологии должны повысить вовлеченность населения в общественные процессы, создать условия для «демократии участия»;
- доступ к информационным ресурсам позволит людям мыслить иначе.
Особенно важным может оказаться последний пункт – основной стимул к нововведениям, которые Кундра проводил в свою бытность техническим директором округа Колумбия: «Совершенно очевидно, что, приходя домой, 'сержантский состав' государственных служащих использует больше различных технологических средств, чем на своих рабочих местах. Почему бы не перенести их в учреждение, чтобы стимулировать продуктивность? В последние голы сложилась странная ситуация – потребительские технологии работы с данными опережают корпоративные, но теперь их следует привести в соответствие. Чрезвычайно важно, чтобы планируемый переход не был насильственным – работники могут сами стать главной действующей силой при переходе к новым технологиям. Надо предоставить им необходимый или даже избыточный набор сервисов из облаков, чтобы они сами могли выбрать то, что им удобнее».
Кроме того, наличие в облаках разнообразных приложений и данных придает административной системе элементы самоорганизации, и, например, используя Google Docs, пользователи переходят на работу в коллаборативном режиме, совместно и координированно работая с документами.
Однако на практике оказалось не все так просто – «сержанты», на которых рассчитывал Кундра и ради которых создавались облака, поначалу оказывали сопротивление, потребовались определенные усилия, чтобы их заинтересовать. Намного сильнее оказалось сопротивление со стороны представителей ИТ-подразделений, что имеет множество причин. Одна из главных состоит в том, что в ИТ-среде сложилась своя культура и система ценностей, а теперь те, кто приобрел определенный вес и положение, не могут отказаться от привычного порядка и нередко придумывают искусственные препятствия, в том числе по части безопасности, готовности и других эксплуатационных параметров облаков. Ситуация напоминает происходивший несколько десятилетий назад переход с мэйнфреймов на ПК, и нельзя исключать, что переход на облака заметно сократит рынок труда таких массовых специальностей, как системные администраторы, администраторы баз данных, инженеры по эксплуатации вычислительных систем, систем кондиционирования и энергоснабжения.
... и ее участники
Впервые свою приверженность идее преобразования федеральной системы ИТ в облака администрация Обамы выразила в мае 2009 года, в предложениях по бюджету на 2010 год – в документе Analytical Perspectives – облака обозначены центральным пунктом программы перестройки ИТ-инфраструктуры и стратегии на будущее. В перспективе федеральное правительство намерено трансформировать всю свою ИТ-инфраструктуру путем ее перевода в облака и перехода на облачную модель ведения бизнеса. Оно хочет начать эту работу с нескольких агентств, используя их как полигоны для тестирования, с тем чтобы продемонстрировать возможности, уровень защищенности и экономическую эффектность. Пилотными проектами должны быть охвачены:
- организация пользовательских вычислительных и коммуникационных потребностей – безопасная доставка приложений, поддержка со стороны служб технического сопровождения, выполнение пользовательских приложений на широком спектре устройств, возможность работы с мобильными устройствами;
- проверка безопасности виртуализованных ЦОД – оценка безопасности взаимодействия внутри сети госучреждений, между ними и подрядчиками, между подрядчиками;
- порталы, технологии коллаборации, обмен сообщениями – проверка надежности и продуктивности систем распространения данных на каналах, связывающих граждан с государственными службами;
- управление контентом, информацией и записями – тестирование технологий доставки услуг гражданам;
- анализ данных, визуализация и подготовка отчетов.
Пока речь идет об относительно небольшой серии облачных проектов, в которых примут участие «первопроходцы», и их задача состоит в создании плацдарма для будущей облачной, а точнее, «прооблачной» (pro-cloud) инфраструктуры. В первую очередь вошли пять федеральных агентств и резиденция президента США и пять федеральных агентств: Администрация общих служб США, независимое агентство, обеспечивающее функционирование других агентств и осуществляющее всестороннее материальное и коммуникационное обеспечение всех органов государственной власти; NASA, национальное аэрокосмическое агентство, ведающее «гражданским космосом» и исследованиями в различных областях; Министерство внутренних дел США, которое, в отличие от аналогичных ведомств в других странах, не занимается внутренней политикой, а отвечает за охрану природы и управление землей федерального подчинения; Министерство здравоохранения США; Бюро переписи населения США, отвечающее не только за организацию и проведение переписи, но и за сбор различной государственной статистики, фактически это центральный статистический орган США.
На Администрацию общих служб возложена роль ведущей организации, которая должна возглавить сдвиг остальных органов федеральной власти в облака. Собственную перестройку это агентство начало с перевода двух своих основных порталов в облако, принадлежащее провайдеру Terremark Worldwide. Основной англоязычный портал правительства USA.gov и его испаноязычный аналог GobiernoUSA.gov посещают ежегодно около 150 млн человек, причем трафик распределен крайне неравномерно, число посетителей может резко возрастать в экстремальных случаях, например после публикация каких-либо важных сообщений. Чтобы справляться с пиковыми нагрузками, администрации пришлось бы в несколько раз увеличить свой серверный парк, однако внешний хостинг позволил на 90% сократить расходы и свести время обновления технологии, поддерживающей порталы, с нескольких месяцев до нескольких часов. Это решение пока нельзя назвать в полной мере облачным, скорее это хостинг, но его уже можно рассматривать как образец для других агентств. Полноценным облачным решением должен стать сервис, предоставляемый порталом Apps.gov, отличительная особенность которого в ориентации на пользователя. Работа начинается с обращения к каталогу услуг (IT service catalog), где нет никаких технических терминов типа SaaS или IaaS, а все сервисы распределены по четырем категориям: бизнес-приложения (Business Apps), приложения для повышения производительности (Produtivity Apps), облачные ИТ-сервисы (Cloud IT Services) и социальные сети (Social Media Apps).
Преимущество такого подхода состоит в том, что деятельность промежуточных звеньев либо исключается вообще, либо автоматизируется. Возможно, перечисленные функции покажутся ограниченными, однако Чак Холлис, технический директор корпорации EMC, считает, что можно, конечно, сделать рывок и перевести в облака все унаследованные приложения или же ограничиться только необходимым минимумом, однако разумнее начать с небольших проектов, на которых можно оценить достоинства и недостатки новой модели. Apps.gov и другие облака должны быть не такими, как представляется тем, кто их создает и поддерживает, а такими, как хотят пользователи.
NASA запустило универсальную облачную платформу NEBULA («туманность»), которая, с одной стороны, призвана придать деятельности агентства большую прозрачность, в том числе и для представителей общественности, проявляющих интерес к космическим исследованиям, а с другой стать единой точкой доступа к сервисам NASA (nebula.nasa.gov). С помощью NEBULA агентство будет предлагать готовые решения типа SaaS, а также служить платформой (PaaS) и предоставлять инфраструктурные сервисы (IaaS). Основу системы образует Eucalyptus – открытый клон Amazon AWS (Amazon Web Services).
Создание NEBULA открывает для NASA две возможности: во-первых, объединить в единое облако свыше 70 собственных ЦОД, во-вторых, стать провайдером услуг для других правительственных агентств. Учитывая близость Кремниевой долины с большим числом высокотехнологичных компаний и необходимых профессиональных кадров, NASA рассчитывает не только выполнить функцию модели, но и в будущем стать мощным облачным концентратором.
Возможность как-то перепрофилировать свою деятельность стремится использовать и министерство внутренних дел, которое уже располагает Национальным бизнес-центром, предоставляющим ряд услуг многочисленным федеральным органам власти, и стремится расширить его путем внедрения облачных технологий.
Остальные участники первой очереди проекта, министерство здравоохранения и бюро переписи населения, ограничивают пока облачную деятельность собственными потребностями.
ЕС
Состояние облачных дел в странах Евросоюза проанализировано в пространном документе The future of cloud computing. Оpportunities for European cloud computing beyond 2010, опубликованном в феврале 2010 года на сайте сообщества Community Research and Development Information Service (cordis.europa.eu). Европа пока отстает от США, и основная задача сейчас состоит в том, чтобы, проанализировав свои возможности, включиться в облачное движение и параллельно развивать собственные научные и исследовательские работы в этой сфере.
В части применения облачных технологий в государственных структурах дальше всех продвинулась Великобритания, где ведется создание государственного облака G-cloud. Есть сведения о существовании аналогичных программ в Швеции, Франции, Испании и Дании. Место, отводимое облакам в технологической политике Великобритании, отражено в отчете The Digital Britain Report – глобальной программе развития цифровых технологий в стране. По заявлению нынешнего премьер-министра Великобритании, программа Digital Britain посвящена тому, как дать стране средства для перехода в экономику будущего. Детальное описание G-cloud дается в документе Government ICT Strategy, содержащем изложение британской стратегии в области ИКТ на ближайшее десятилетие. Оба документа заслуживают того, чтобы быть прочитанными отечественными государственными мужами хотя бы для того, чтобы не связывать цифровое будущее России исключительно с высокопроизводительными кластерами. Программа состоит из 14 пунктов, среди которых G-Cloud стоит на втором, пропустив вперед программу развития фиксированных и мобильных сетей. По нынешним оценкам, введение в строй G-cloud позволит сэкономить примерно 3,3 млрд фунтов за счет того, что различные ведомства смогут использовать общую ИКТ-инфраструктуру.
Облака на Солнце
Министерство внутренних дел Японии опубликовало программу создания к 2015 году национального облака Kasumigaseki Cloud, названного по району Токио, где сконцентрированы основные государственные учреждения. Эта инициатива является составляющей общей программы Digital Japan Creation Project (ICT Hatoyama Plan) и позволит интегрировать и консолидировать аппаратные ресурсы различных министерств и ведомств, создав платформу, обеспечивающую распределение функций. Основные усилия будут направлены на сокращение затрат и повышение эффективности взаимодействия входящих в систему организаций.
Задачи Kasumigaseki Cloud:
- объединение информационных систем различных ведомств, которое не должно быть формальным, – требуется создание консолидированного электронного правительства, обладающего инновационным потенциалом, превышающим суммарный потенциал составляющих его ведомств;
- создание единого национального архива National Digital Archive, аккумулирующего все виды документов в стандартных и удобных для доступа форматах;
- консолидация ресурсов региональных экономик и создание концепции единого города Ubiquitous Town Concept;
- равномерное покрытие современными цифровыми сетями всей территории страны;
- повышение креативности промышленности в целом и каждого работника в частности за счет возможности доступа к любым источникам информации и возможности коллаборативной работы.
Облака больших и маленьких драконов
Китай и развивающиеся страны Юго-Восточной Азии уделяют сегодня большое внимание государственной политике по отношению к облакам. В Китае в качестве полигона избран город Дунъин, расположенный на сервере и известный как центр нефтедобычи, – здесь создается облако «Желтая река» (Yellow River Delta Cloud Computing Center). Вторым центром должен стать город Уси, расположенный на шоссе, связывающем Пекин с Шанхаем. Здесь при непосредственной поддержке государства должны быть построены «фабрика облачных сервисов» (cloud services factory) и технопарк, которые призваны обеспечить вычислительными ресурсами стартапные компании, не имеющие собственных средств на закупку оборудования. Аналогичную политику проводит вьетнамское правительство. По заявлению одного из представителей IBM Cloud Labs, эта страна стремится захватить место в новой экономике, ориентированной на услуги. Программа Таиланда скромнее, здесь создается частное облако для государственных учреждений Government Information Technology Service.
***
Итак, сегодня уже имеются конкретные примеры применения облаков в государственных структурах, есть соответствующие программные документы применительно к странам с разной культурой, и, мягко говоря, выглядит отсталостью отсутствие аналогичных инициатив
в России.
Пропуск в облака
Направления развития облаков и новые задачи защиты размещенных в них персональных данных очень волнуют сегодня компьютерную общественность, в частности, интерес вызывают вопросы применения облаков в государственных организациях.
Современная виртуализация хранения
На смену статическим моделям хранения сегодня приходят модели с динамически распределяемыми пулами ресурсов, размещенными в облаках. Такие модели требуют минимального участия человека в управлении, а потребитель платит только за те ресурсы, которые использует, а не за те, которыми владеет.