В компьютерных музеях мира – как физических, так и виртуальных – шире всего обычно представлено оборудование, существенно меньше внимания отводится ПО, и уж совсем нет намека на сервис, что несправедливо по отношению к огромной армии специалистов, обеспечивающих повседневное функционирование ИТ-инфраструктур. Вместе с тем жители российских (и не только) городов по достоинству оценивают услуги тружеников сервисных коммунальных служб, правда, по необъяснимой причине отдавая предпочтение водопроводчикам: памятники им установлены в Сочи, Москве, Омске, Красноярске, Перми и Екатеринбурге, а еще обнаружились два монумента водовозам, один в Санкт-Петербурге, другой в Казани. А вот остальные специалисты-коммунальщики вниманием обойдены, хотя следовало бы каким-то образом отметить труд сервис-инженеров и системных администраторов, ведь их заслуги перед обществом не менее значимы, чем сантехников.
Если ставить такие монументы, то, без сомнения, в первую очередь стоило бы оценить фигуру Росса Перо, ранее остальных осознавшего значение сервиса как самостоятельного бизнеса в ИТ-индустрии и создавшего две многомиллиардные компании, Electronic Data Systems и Perot Systems. Первая переходила из рук в руки, сначала в 1984 году она попала под крыло General Motors, а затем оказалась у HP, причем за сумму в два раза большую, чем компания Oracle отдала за Sun Microsystems. Однако к этому времени сам Перо уже не имел отношения к своему детищу, да и его вторая компания Perot Systems была куплена Dell. Выходит так, что лично Перо дал старт бизнес-структурам, общая стоимость которого сейчас составляет около 20 миллиардов, начав в лучших американских традициях, с продажи газет. В 2010 году Россу Перо исполняется восемьдесят, и его деятельность свелась сегодня к руководству сайтом PerotCharts.com, на котором публикуются иллюстративно-аналитические материалы, в частности счетчик национального долга США.
Начало пути
У широкой публики Перо получил известность еще три десятилетия назад не только как бизнесмен, но и как яркая и экстравагантная личность. Мне впервые привелось узнать о Перо из редкого в ту пору оригинала документального триллера On Wings of Eagles, изданного в 1983 году1. Произведение британского автора Кена Фоллетта читалось как фантастика: в советские времена ни о EDS, ни о Перо ничего известно не было. Пернатые хищники присутствуют в названии не случайно, орел в данном случае легко узнаваемая метафора, достаточно вспомнить один из афоризмов Перо: «Орлы не сбиваются в стаи. Вы должны находить их по одному». Так он называл людей, занимавших в компании EDS должность уровня executive (то есть «должностное лицо», «руководитель», «администратор»), на которую могли претендовать только отслужившие в армии программисты не моложе 40 лет. Эти орлы и составляли гвардию Перо, способную воевать не только в бизнесе, но и в реальных боевых условиях, что наглядно доказала операция «Горячая нога» (HOTFOOT, Help Our Two Friends Out Of Tehran – «Поможем двум нашим друзьям выбраться из Тегерана»), описанная в книге и показанная в телевизионном сериале.
В 1979 году двое сотрудников EDS, монтировавших оборудование в иранской столице, были взяты в заложники, но администрация США тянула с их освобождением, и Перо взял дело в свои руки. Выбор в пользу такого варианта действий объясним: во время Вьетнамской войны он проделывал нечто подобное, занимаясь освобождением военнопленных. На этот раз он собрал небольшой отряд из своих executive, дал им в командиры отставного полковника-десантника Артура Саймонса по прозвищу Бык, деньги и задание – освободить коллег. Саймонс имел колоссальный боевой опыт, он проделывал такое, что президент Джон Кеннеди даже утвердил специальную премию за десантные операции 'Bull' Simons Award. И на этот раз возглавляемая им одиссея с подкупами, погонями и перестрелками закончилась успехом, в какой-то момент Перо сам в ней принимал участие. Однако эти события, которых хватило на сериал, для Перо были лишь эпизодом.
Биография Перо началась в городе Тексаркане, не обремененное соблюдением законов население которого пользовалось тем, что он расположен на границе штатов Техас и Арканзас, – это открывало возможность быстро перебраться из одного штата в другой и избежать ареста. Отец Перо был настоящим ковбоем и барышником, торговал хлопком, поэтому дома бизнес был постоянной темой разговоров, к тому же Росс с детства объезжал лошадей, неоднократно падал с них, отчего его нос приобрел боксерский вид. Он рано проявил талант продавца, используя его при продаже в том числе и газет, проведя в 12 лет свою первую крупную сделку. Местная Texarkana Gazette тогда не распространялась в районе негритянского гетто, который считался слишком опасным и стопроцентно неграмотным, но Перо предложил вспахать целину, если ему отдадут 70% от стоимости подписки вместо обычных 30. Полагая, что терять все равно нечего, отдел распространения согласился на его условия. Вскоре малыш зарабатывал 40 долларов в неделю – целое состояние, и тогда отдел распространения сократил ему выплаты до стандартных 30, но юный предприниматель взбунтовался и смог отстоять свои права.
Увлечение торговлей не помешало Перо поступить в местный колледж, и он планировал в дальнейшем поступить в Техасский университет на факультет права, но настоящей его мечтой была Военно-морская академия США в Аннаполисе. Поступить туда можно только по рекомендации сенатора штата Техаса, и он добивался ее несколько лет, однако новоиспеченный курсант не отличался успеваемостью, что компенсировал бурной общественной деятельностью – его дважды избирали президентом курса. В дальнейшем ВМС разочаровали техасца, хотя он быстро поднялся до должности главного инженера эсминца, но по истечении контракта оставил военную службу. «Система продвижения по иерархии и пребывание в ожидании своей очереди на повышение совершенно несовместимы с моим стремлением всем доказать, на что я способен», – говорил Перо позже. К тому же он оказался противником безнравственности, царившей в ВМФ США, – с юности и всю последующую жизнь он был сторонником строгих нравов.
В 1992 году Перо участвовал в выборах президента США в качестве независимого кандидата, и предварительные опросы давали ему поддержку на уровне 34% голосов избирателей, но он закончил кампанию всего с 19%, тем не менее это один из лучших результатов для независимого кандидата за всю историю двухпартийной политической системы США. Возможно, не всем избирателям пришлась по душе дерзость Перо и множество незаурядных поступков на его счету. Например, он заплатил 1,5 млн долл. за один из четырех сохранившихся экземпляров английской Великой хартии вольностей и передал его в Национальный архив США, где сейчас он демонстрируется рядом с Конституцией США и Биллем о правах. Когда ветеранам не понравился официальный Мемориал ветеранов Вьетнама в Вашингтоне, он оплатил расходы на возведение по соседству более величественной скульптуры. Но ни политика, ни благотворительность не принесли ему большей известности, чем бизнес: в 1985 году он был первым среди самых богатых американцев по рейтингу Forbes. Однако миллиардер отличается фантастической скромностью, он приобретает недорогие костюмы в обычных магазинах, продукты в супермаркетах, а во время избирательной кампании обещал, став президентом, останавливаться на красный свет, чтобы не создавать пробок на дорогах, всю жизнь он ездит на обычных «семейных» седанах среднего американца.
EDS
После ухода из флота Перо намеревался пойти работать в Texas Instruments, но один из знакомых убедил его, что с его торговой жилкой лучше идти в отдел продаж корпорации IBM. Здесь прирожденный торговец попал в подходящую ему среду и его талант раскрылся; например, продавая огромную машину одному клиенту, он нашел других клиентов, желающих арендовать компьютер на время, пока владелец ее не использовал. В итоге он выполнил годовой план за месяц, и газетная история из детства повторилась. Однако Перо стал жертвой своего собственного успеха: руководство не проявило интереса к выдвинутому им предложению о расширении существовавшего на тот момент в IBM крошечного отдела компьютерных услуг (а ведь сегодня IBM Global Services – крупнейшая в мире ИТ-сервисная организация). Единственной возможностью для воплощения сервисной идеи Перо оставалось открытие собственного бизнеса.
Случилось так, что Перо ушел из IBM в свой 32-й день рождения и зарегистрировал Electronic Data Systems, сняв с банковского счета жены тысячу долларов. Начало EDS было стремительным, поскольку у компании не было конкурентов. В 1962 году, на момент основания компании, сегмент услуг компьютерной промышленности ограничивался простейшими процессами, а Перо захотел решать более сложные задачи, включая инсталляцию и сопровождение компьютерных систем. Именно комплексное управление компьютерными ресурсами привязывало клиентов к EDS на длительную перспективу. Ранее после успешной установки программ клиенты нередко начинали самостоятельно справляться со всеми своими компьютерными проблемами, а в 1967 году EDS первой предложила совершенно новое направление бизнеса – полное управление компьютерными ресурсами предприятий. Бригады Перо брали под опеку вычислительные центры компаний целиком (оборудование, персонал и т.п.), превращая их в эффективно работающие подразделения – инструмент бизнеса.
Но не только бизнес-идеи способствовали успеху Перо, не менее важным оказалось умение строить организацию. В этом его отличала ставка на тех самых орлов-executive, а не на громоздкой штат безликих исполнителей. У EDS был самый короткий в мире устав корпоративного поведения: «Делай то, что имеет смысл». В системе заработной платы компании большую роль играли фондовые опционы, что в конечном счете привело к появлению в ее штате более сотни миллионеров. Служащие с готовностью реагировали на предлагаемый стиль работы и финансовые стимулы, и это давало компании конкурентное преимущество. Взяв на вооружение девиз «Любой ценой», они работали над своими проектами, иногда месяцами не появляясь дома. С точки зрения наемного работника Перо был образцом хозяина.
Еще один ключ к сенсационному успеху компании в первые годы деятельности – низкие накладные расходы. До 1965 года у EDS не было ни производственных помещений, ни компьютеров. Все данные обрабатывались на арендованном оборудовании, а бригады консультантов выезжали из дома по вызову клиентов, поэтому EDS не нуждалась в офисном помещении. Минимальная потребность в фондах позволила Перо сохранить за собой 81% акций созданной им компании вплоть до 1968 года, когда она была преобразована в публичную. Оставшиеся 19% распределялись между «орлами». При продаже в 1984 году Перо получил от General Motors 1,5 млрд долл., и журнал Fortune писал тогда: «Он совершил, вероятно, самую удивительную в истории американского бизнеса операцию, направленную на личное обогащение. Еще никому не удавалось заработать столько за такой короткий срок». До 1996 года EDS входила в состав GM, затем вновь выделилась в отдельную компанию, а Перо вошел в совет директоров с условием не создавать новое предприятие, способное конкурировать с EDS.
Perot Systems
Директорское кресло в GM не мешало Перо заниматься венчурными операциями – именно он помог Стиву Джобсу создать компанию NeXT Computer, причем вопреки здравому смыслу он инвестировал в странные, а то и едва ли не антинаучные изобретения (летающий автомобиль или двигатель, работающий на воде). К истечению срока договора с GM (1988 год) Перо основал новую компанию, специализирующуюся на компьютерных услугах. В 1999 году акции Perot Systems были выставлены на бирже, и спрос на них оказался так велик, что руководству Нью-Йоркской фондовой биржи пришлось дважды останавливать торговлю акциями, тем не менее цена поднялась за день вдвое, такого не было в истории NYSE. Впрочем, дело не только в Перо, на которого делали ставку инвесторы, – именно тогда до предела раздулся мыльный пузырь Интернета.
На становление компании ушло более десяти лет, и здесь Перо проявил свою фантастическую изворотливость, чтобы не вступать в противоречие с ограничениями, которые на него накладывал контракт с GM: первые полтора года его фирма работала бесплатно. Поскольку все крупные клиенты уже были захвачены EDS/GM, компания Perot Systems взялась за средние предприятия. В ту пору на ИТ-рынке действовало множество относительно небольших сервисных компаний, и для укрупнения своего детища в этом сегменте Перо скупал их в большом количестве. В итоге к 1998 году перед выходом на биржу Perot Systems вошла в список Forbes 500 частных компаний. Хотя надо учесть, что в отличие от EDS новая компания не была выращена с нуля, а собрана из готовых компонентов, но здесь также четко соблюдался корпоративный устав A Culture of Excellence, что можно перевести как «культура совершенства». Эта культура основывается на четырех основных принципах:
- прямота и честность, доверие, этика, прозрачность в отношениях с клиентами, поддержание социальных и этических норм в отношениях, связанных с производственной деятельностью;
- личная ответственность за все этапы работ, преданность компании и коллегам по работе, соблюдение требований к одежде, манерам поведения и общения;
- умение работать в команде, начиная от небольших бригад до коллектива в целом со строгим соблюдением баланса индивидуальных, командных и корпоративных целей;
- стремление к совершенству, поиск новых путей и решений, работа на уровне самых высоких стандартов вне зависимости от того, чем приходится руководствоваться: собственным выбором, указаниями лидеров или запросами клиентов.
Росс и Россия
Русских иногда называли россами – в Калифорнии даже есть старинное поселение Форт-Росс, но, несмотря на явное созвучие, можно предположить, что между этим именованием народа и именем Перо прямой связи нет. Тем не менее он проявлял большой интерес к советской космонавтике, что выражалось в довольно специфичной форме приобретения соответствующих артефактов. За эту возможность он должен быть признателен директору аукционного дома Sotheby's Питеру Баткину, который сумел в начале 90-х скупить за бесценок и вывезти целый ряд космических раритетов: скафандры, логарифмическую линейку Сергея Королева, космический туалет, множество других предметов и документов. Сегодня законность этой операции вызывает сомнение, но в 1993 году они были выставлены на аукцион Sotheby's «Космическая история СССР», и покупателем стал Перо, утверждавший впоследствии, что таким образом он их сохранит до того момента, когда они снова будут востребованы Россией. Среди документов отчет о полете Юрия Гагарина на корабле «Восток», представляющий собой одну из четырех сохранившихся копий, напечатанных на машинке с гагаринского черновика и им подписанных. Не менее ценны рабочие тетради Василия Мишина, сменившего Королева на посту Генерального конструктора. В период с 1960-го по 1974 год из-под пера Мишина вышла 31 тетрадь, в которых содержатся оригинальные записи событий без цензурной редактуры, в том числе анализы причин возникновения нештатных ситуаций и аварий. Мишин продал тетради за 5 тыс. долл., а на аукционе в 1993 году Перо заплатил за них уже 211 тыс. В 2008 году отчет и тетради были снова выставлены Sotheby`s, было объявлено, что деньги от продажи перечислены в Фонд Перо, предоставляющий благотворительные гранты в области здравоохранения и высшего образования, но желаемую цену за них получить не удалось.
1 Сейчас эта объемистая книга переведена на русский под странным названием «На орлиных крыльях», хотя следовало бы перевести точнее: «На крыльях орлов». – Прим. автора.
Computer Sciences – основные вехи
Журнал Computer, флагманское издание IEEE Computer Society, к 50-летию Computer Sciences подготовил материал, представляющий собой глобальный взгляд на эволюцию вычислительной науки и технологии, в которой отмечена и роль Росса Перо.
http://www.osp.ru/os/1997/05/179286