Сейчас настало время покончить с изолированностью хранилищ данных от корпоративных активов. Эффективное использование информации из активного хранилища [1] для поддержки принятия тактических решений возможно лишь тогда, когда средства бизнес-анализа тесно взаимодействуют с приложениями оперативной обработки транзакций в рамках всего предприятия. Это позволит не только улучшить сам процесс получения данных, но и обеспечить принятие решений практически в режиме реального времени. Средства интеграции приложений предприятия (Enterprise Application Integration, EAI) сегодня играют важную роль в обеспечении бесконфликтного сочетания возможностей поддержки принятия решений с традиционными системами финансовых расчетов.
До сих пор основной задачей хранилища данных предприятия (Enterprise Data Warehouse, EDW) считается передача информации в репозиторий системы управления реляционнвми базами данных, а не извлечение из него информации. Безусловно, получение, очистка и интеграция данных в EDW – это очень важно, однако истинный успех EDW будет определяться тем, сможет ли оно поддерживать процесс принятия решений. В конечном итоге эффективность хранилища зависит от способности распространять решения в рамках всей организации, а не от возможности аккумулировать все данные предприятия в одном месте.
На предприятии, работающем в режиме реального времени, все большую важность приобретает возможность использовать функции бизнес-анализа применительно к оперативной деятельности в дополнение к традиционным стратегическим решениям, как правило связанным с EDW. Для того чтобы добиться успеха в этом, необходимо создавать хранилища данных таким образом, чтобы они были более тесно внедрены в корпоративную архитектуру организации, чем это требовалось в прошлом.
Развертывание хранилища в виде изолированного информационного актива, доступ к которому осуществляется с помощью традиционных средств бизнес-аналитики, никогда не позволит использовать весь потенциал истинно корпоративной реализации. Полностью задействовать потенциал хранилища данных можно только в том случае, если им смогут воспользоваться все сотрудники организации для оперативного принятия решений. Для этого потребуется более активная поддержка работы, причем не менее важную роль играет стратегия интеграции хранилища данных и корпоративной архитектуры, которая в этом случае будет использоваться значительно шире, чем при традиционной реализации, ориентированной просто на создание стратегических отчетов и добычу данных.
Интеграция хранилища данных в корпоративную архитектуру подразумевает согласование с корпоративными требованиями – при развертывании сервисов поддержки принятия решений необходимо создавать приложения, соответствующие стандартам EAI на связующее программное обеспечение. С точки зрения бизнеса EAI поддерживает неограниченный обмен данными и совместное использование бизнес-процессов с помощью связанных приложений и разделяемых источников корпоративных данных. Чтобы этого добиться, архитекторы должны создать инфраструктуру, способную на базе стандартов объединять бизнес-процессы, программные и аппаратные платформы, обеспечивая при этом бесконфликтную интеграцию двух или более корпоративных систем так, чтобы они действовали как одна (или, по крайней мере, создавали такое впечатление у бизнеса). В отрасли имеется немало решений, ориентированных на достижение этой серьезной цели: Web-сервисы, брокеры сообщений, серверы приложений, инструментальные связующие программные средства и т.п.
Для создания активного хранилища требуется извлечение самых актуальных данных из систем обработки транзакций (систем финансовых расчетов) в рамках всей организации, а достаточно совершенная инфраструктура EAI способна обеспечить получение данных практически в режиме реального времени [2]. В тот момент, когда бизнес-событие регистрируется в системе финансовых расчетов, инфраструктура EAI в реальном времени обеспечивает уведомление среды принятия решений (активное хранилище данных) об этом событии (см. рисунок). Эта связь работает и в обратном направлении. Когда аналитические приложения, поддерживающие процесс принятия тактических решений, определяют необходимость предпринять некие действия, инфраструктура EAI используется для передачи информации в системы оперативной обработки транзаций, отвечающие за соответствующие финансовые операции. Интеграция процессов с EAI дает возможность организовать «замкнутый цикл» принятия решений – данные, передаваемые из среды финансовых расчетов в активное хранилище, будут выборочно заставлять срабатывать переключатели на основе бизнес-правил и инициировать решения, которые передаются обратно в оперативные системы финансовых расчетов для выполнения.
Рисунок. Активное хранилище и интеграция корпоративных приложений
Для того чтобы выполнение соответствующих действий стало возможным, необходимо обеспечить взаимодействие между сервисами поддержки транзакций и сервисами принятия решений. Во времена монолитной архитектуры логику финансовых расчетов и оперативного принятия решений разделить было невозможно, однако сегодня сервисная архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA) позволяет создавать относительно небольшие, независимые (но интероперабельные) компоненты, использующие стандартные интерфейсы для поддержки интеграции без внутренних связей, навязываемых монолитными архитектурами.
Сервисы – это компонентные «мини»-приложения, и их можно группировать таким образом, чтобы удовлетворить уникальные бизнес-требования каждого предприятия. Обеспечение замкнутого цикла требует интеграции сервисов поддержки транзакций и сервисов поддержки принятия решений с согласованным набором бизнес-процессов. Стандарты EAI, как и новые стандарты вроде языка выполнения бизнес-процессов, формируют платформы для требуемой интеграции.
Замкнутость цикла может быть обеспечена с помощью синхронных либо асинхронных сервисов поддержки принятия решений. Синхронные сервисы требуются, когда бизнес-процессу нужен немедленный ответ на запрос о принятии решения. Например, для того, чтобы сотрудник центра телефонного обслуживания мог предложить клиенту наилучшее решение уже во время телефонного разговора, необходим немедленный (менее чем за две секунды) ответ от хранилища данных.
Другие сервисы поддержки принятия решений более эффективны при асинхронной реализации, например аналитическое приложение, которое ведет мониторинг финансовых транзакций для того, чтобы определить возможность предоставления сопутствующих услуг банковскому клиенту. При открытии крупного депозита нужен анализ, позволяющий определить наиболее приемлемое предложение для клиента, например для предоставления ему особого статуса или выделения ему персонального менеджера. Такого рода обнаружение событий оказалось очень полезным для сохранения и приумножения активов тех банков, которые интегрировали подобные сервисы поддержки принятия решений со своими бизнес-процессами.
Осуществление специальных процедур для особого круга клиентов в банках предусматривает загрузку транзакций в хранилище данных с помощью традиционных сервисов, выполняемых в фоновом режиме или посредством потокового получения данных. Данные можно получать раз в день, раз в час или почти в реальном времени с помощью входного канала непрерывной передачи сообщений. Программные средства обнаружения событий или переключатели, срабатывающие по событию, затем используются асинхронно для того, чтобы идентифицировать интересующие транзакции и определить, какие (если таковые существуют) предложения приемлемы для клиента. В тех случаях, когда какие-то действия должен предпринимать персональный менеджер, знания передаются из среды поддержки принятия решений в систему управления работой с особым кругом клиентов. Как правило, такая система реализована в виде системы управления потоками работ и размещается в среде OLTP.
SOA играет важную роль в создании среды, обеспечивающей совместимость лучших в своем роде сервисов поддержки принятия решений. Эти сервисы либо приобретаются как программные компоненты у различных независимых производителей программного обеспечения, либо (причем достаточно часто) создаются в самой организации. Соблюдение стандартов на Web-сервисы и использование архитектуры брокера корпоративных сервисов обеспечивает интероперабельность между приложениями различных производителей и решениями, созданными внутри организации. Более того, использование Web-сервисов и SOA обеспечивает интероперабельность между сервисами поддержки транзакций и сервисами поддержки принятия решений без недостатков, свойственных монолитной реализации. Пример этого подхода – архитектура корпоративных сервисов SAP ESA, дающая возможность сервисам поддержки транзакций, предоставленным программным обеспечением SAP, взаимодействовать с сервисами поддержки принятия решений от сторонних разработчиков. Компании Microsoft и Oracle следуют тем же путем для обеспечения интероперабельности со своими пакетами приложений.
***
Сегодня формируется новое поколение архитектуры хранилищ данных, способное поддержать оперативный бизнес-анализ. Средства интеграции приложений предприятия обеспечивают бесконфликтную интеграцию возможностей систем поддержки принятия решений с традиционными системами финансовых расчетов на предприятии. Принятие корпоративных стандартов на хранение данных в организации имеет критически важное значение. Необходимо отказаться от традиционной изоляции групп разработчиков, занимающихся созданием хранилищ данных. Архитекторы хранилищ данных должны наконец вступить в конструктивный диалог с архитекторами корпоративных систем. Это позволит гарантировать, что важная для принятия решений информация будет соответствовать существующим и будущим стандартам организации.
Литература
- Brobst, S. Enterprise Application Integration and Active Data Warehousing, Proceedings of Data Warehousing 2002: From Data Warehousing to the Corporate Knowledge Center, Physica-Verlag Heidelberg, Nov. 12-13, 2002.
- Brobst, S., Vecchione R., Decisioning Services for the Real-time Enterprise, Data Warehousing Institute Flashpoint, The Data Warehousing Institute, July 12, 2007.
Стивен Бробст (stephen.brobst@teradata.com) – главный технический директор компании Teradata. Статья написана специально для журнала «Открытые системы.СУБД».
Сегодня вся совокупность сведений о компании представлена в ее хранилищах данных, которые становятся главным стратегическим активом, однако системы, построенные на основе универсальных технологий, не способны обрабатывать всю корпоративную информацию. Требуются новые решения.