Корпоративные центры обработки данных, программное обеспечение, лицензирование, продукты и унаследованные, но активно используемые элементы корпоративных ИТ не исчезнут совсем, однако облака демонстрируют сегодня потенциал, достаточный для того, чтобы изменить весь корпоративный информационный ландшафт.
Технологии сегодня достигли такого уровня развития, при котором они уже позволяют формировать платформы для выполнения облачных вычислений, и, хотя сам термин «облака» известен достаточно давно, наряду с ним существуют и другие. Вычисления по запросу, эластичные вычисления, предоставление информационных сервисов по модели коммунальных услуг, распределенные вычисления – все это попытки описать одно и то же явление, но с различных сторон. Каждый из этих терминов может использоваться сам по себе, но ни один не описывает суть явления полностью.
Современные компании уже начали по требованию привлекать необходимые им ИТ-ресурсы: вычислительную мощность, сети, память из пула простаивающих систем хранения. На уровне платформ облака позволяют компаниям отказаться от традиционных настольных ПК, в особенности тех, которые включают в себя инструменты и средства проектирования, поддержки тестирования и обеспечения высокого качества библиотек и приложений. Облака также позволяют воспользоваться новыми способами решения задач без развертывания собственной ИТ-инфраструктуры: компании могут экспериментировать, применять новые технологии и многократно тестировать продукты, прежде чем их использовать.
Сегодняшняя ситуация значительно отличается от ситуации в прошлом, когда приходилось принимать серьезное решение об обращении к услугам аутсорсинговых компаний. Используя методологию облачных вычислений, можно передавать на аутсорсинг отдельные бизнес-процессы, сохраняя за собой полный контроль над работой компании в целом. Но облака – это не технология, не продукт и даже не способ оказания услуг, а скорее некий стиль компьютерных вычислений, при котором динамично предоставляемые и динамично масштабируемые виртуализованные ресурсы становятся доступны по Сети. Пользователям таких ресурсов не обязательно обладать специальными знаниями или каким-то образом контролировать инфраструктуру технологии в облаке.
Можно привести очень веское экономическое обоснование для внедрения облаков – компаниям не нужно иметь собственные ИТ-ресурсы, они просто используют то, что им нужно и когда это нужно. Этот процесс аналогичен потреблению электроэнергии, которая поставляется через централизованную систему энергоснабжения. Мы не знаем, как она работает, а просто платим за необходимые ресурсы в требуемом объеме. Это давняя мечта всего человечества, которую сегодня стало возможным реализовать на практике. Изменяющиеся модели ведения бизнеса, обусловленные функциональными возможностями облаков и лежащих в их основе технологий и архитектур, окажут большое влияние на нашу повседневную жизнь, на то, каким образом мы используем информационные технологии и реализуем инновации. Приложения для настольных систем, в которых в настоящее время реализуется большая часть инноваций, всегда обновляются и могут поставляться на рынок более оперативно и по гораздо более низкой цене.
Облака быстро набирают обороты и позволяют переводить капитальные расходы в эксплуатационные, поскольку мы платим только за то, что используем, и только тогда, когда используем. Таким образом, эффективность растет.
У облаков имеется мощная основа в виде технологий – их можно рассматривать как очередной важный шаг на пути к коммодитизации ИТ, есть также веское экономическое обоснование, но все же они таят в себе разрушительный потенциал. Облака губительны для существующих ИТ-архитектур, поскольку они более выгодны, а если определенная вещь экономически целесообразнее, то в условиях рыночной экономики на ее пути почти нет преград. Такую услугу никто не сможет игнорировать: ни производители, ни системные менеджеры, ни специалисты по системной интеграции.
Существуют и определенные преграды на пути облаков: проблемы безопасности, надежности, правовые нормы и т.п., поэтому многие клиенты еще их опасаются. Однако, как показывает история, по мере совершенствования технологии все проблемы обязательно решаются, и каждый сможет задать себе вопрос: а может быть, определенные аспекты уже усовершенствованы до такого уровня, что я могу начать их использовать?
Чем облачная модель отличается от традиционной? В традиционных корпоративных ИТ-средах все происходит внутри компании, и инфраструктуре задается определенная конфигурация в соответствии с потребностями предприятия, данные также хранятся на корпоративных системах, поэтому масштаб этих информационных технологий ограничен размерами самой компании. Традиционные корпоративные информационные технологии можно сравнить со служебным автомобилем – компания является его собственником, использует его, делает с ним все, что угодно. В случае с облачными вычислениями активы могут использоваться на территории компании, то есть место, где установлено оборудование, может находиться внутри компании, но сама инфраструктура в большей степени стандартизована. Это уже не частная собственность. Ее можно брать в аренду, и данные будут храниться либо у самой компании, либо в удаленном месте у поставщика услуг. Такую ситуацию можно сравнить уже с арендой автомобилей. Машины вам не принадлежат, вы их не обслуживаете, но они находятся у вашей компании и выполняют то, что от них требуется. Это высокий уровень стандартизации.
В случае публичных облаков активы не принадлежат компании и доступны только в Сети, и здесь важна очень высокая степень стандартизации (все данные находятся за пределами компании), которая влечет за собой дополнительную экономию. Возвращаясь к автомобильной аналогии, можно сказать, что такая ситуация напоминает общественный транспорт, когда каждый сам решает, какой маршрут выбрать и каким средством передвижения воспользоваться. Одним компаниям придется приобретать собственные автомобили, вторые выбирают автомобили, которые обслуживаются другими компаниями, а третьим могут понадобиться услуги регулярных авиаперевозчиков. Чем выше уровень стандартизации, тем выше экономическая эффективность, тем больше можно сэкономить.
Какая часть инфраструктуры облаков принадлежит клиенту, зависит от вида услуг, и если рассматривать программное обеспечение как услугу поэтапно, в том смысле что инфраструктура является услугой, платформа является услугой, программное средство является услугой, то, конечно, к активам компании будут относиться только данные, а не инфраструктура и компоненты программного обеспечения.
В Fujitsu разработали свой способ предоставления для современных информационных технологий, который включает такой элемент облаков, как IaaS (Infrastructure as a Service). Этот элемент интегрирован в более крупные объекты, которые мы называем «динамическими инфраструктурами». А вот теперь возникает самый важный вопрос всей облачной парадигмы – кто какую часть сервисов будет предоставлять? Будут существовать компании, специализирующиеся на программных средствах. Будут компании, специализирующиеся на бизнес-процессах. Будут компании, специализирующиеся на инфраструктурах. Например, в Европе компания Fujitsu сосредоточит свои усилия на инфраструктуре, причем речь идет не просто о предоставлении облачных сервисов, но и о предоставлении нашим партнерам возможности продавать решения и продукты для облаков.
Интересный вопрос заключается в определении того, каким образом предоставлять серверы будущего. Серверы будут существовать всегда, однако для облаков имеется понятие «виртуальный сервер», параметры которого не зависят от реального, однако физический сервер должен максимально соответствовать работе в облаках. Компания Fujitsu планирует создать новое поколение таких серверов, способных экономить до 50% изначальных инвестиций в аппаратуру и до 50% расходов на эксплуатацию, а пока для работы в облачной среде мы рекомендуем серверы серии Primergy CX1000. Данные серверы ориентированы на работу со специализированным ПО распределения нагрузки в облачной среде (сегодня у каждого провайдера облачных сервисов оно свое), и главной их особенностью является то, что при выходе из строя одного сервера это не оказывает никакого влияния на инфраструктуру. Отказавший сервер заменяется целиком и не содержит в себе элементов для реализации отказоустойчивости на уровне платформы (RAID, дублированные элементы и т.д.).
Какие конкретные шаги надо сделать компаниям для перехода к облакам? Сегодня я никому не советую полностью переходить исключительно на работу в облаках, но надо обязательно присмотреться к этому явлению, и первый шаг – найти задание, адекватно решаемое с помощью облаков. В традиционной деятельности компании найдется немало таких задач, например расчет платежных ведомостей, решение которых можно доверить облакам за ежемесячную плату. Кроме этого есть и другие задачи, отлично подходящие для облаков: архивирование данных, раскопки данных, моделирование рисков, оптимизация, имитация, высокопроизводительные вычисления.
Второй шаг – определение круга пользователей облачных сервисов. Вместо покупки и обновления лицензий на программное обеспечение для каждого сотрудника и каждого вида программного обеспечения надо заключать контракты на ПО как услугу, не беспокоясь по поводу лицензий, продления разрешений и прочих вопросов.
Третий шаг, или совет, – на этапе перехода к облакам не стоит браться за большие задачи. Сегодня большинству компаний достаточно просто примерить на себя облачную парадигму, выполнив ее оценку, расставив приоритеты по основным задачам, обдумав, как можно усовершенствовать работу с помощью существующих ИТ-ресурсов и с привлечением внешних мощностей облаков.
***
Корпоративные информационные технологии будут развиваться в направлении облаков – каждый ИТ-директор, каждый руководитель в любой компании может уже сегодня найти по меньшей мере один пример в подтверждение тому, что использовать облака лучше, чем делать все самим. Облачные вычисления – это возможность для традиционных ИТ трансформироваться в нечто новое, а если традиционные игроки не начнут действовать сейчас, то другие компании, такие как Amazon, могут захватить большую часть ИТ-рынка.
Джозеф Регер (joseph.reger@ts.fujitsu.com) — директор по технологиям компании Fujitsu Technology Solutions.