Рынок средств интеграции данных уже продолжительное время ежегодно растет на 20%, и по мнению аналитиков IDC, общий рынок интеграционных решений, включающих еще и платформы интеграции приложений и бизнес-процессов, к 2012 году достигнет почти 4 млрд долл. Вместе с тем лишь в 60% решений бизнес-аналитики предусмотрены инструменты интеграции, что несколько странно, учитывая, что нетривиальные идеи обычно рождаются либо на стыке различных дисциплин, либо из анализа всех данных корпорации, разбросанных по различным подразделениям. Возможно, этим объясняется тот факт, что интерес к интеграции сейчас огромен, правда, от 70% до 85% компаний продолжают решать задачи интеграции вручную путем кодирования или трудоемкой перенастройки имеющихся инструментов.
Сегодня, когда все компании стремятся выжить независимо от состояния экономики, нужны нетривиальные, творчески подготовленные решения, а как их можно сгенерировать при нынешних ограничениях на доступ и интеграцию данных, приложений и бизнес-процессов? Действительно, ограничения останавливают творчество, но, как следует из статей данного номера журнала, посвященного платформам интеграции, ситуация небезнадежна, несмотря на то, что, по мнению аналитиков, завязнув в сложности, ИТ оказались неготовы к новым реалиям жизни. Одно из проявлений таких реалий — увеличение числа покупок и слияний компаний для оптимизации или сохранения бизнеса, а без интеграции информационных ресурсов такие шаги вряд ли приведут к ожидаемым результатам.
Как отмечает в своей статье Наталья Дубова, мир корпоративных данных сегодня чрезвычайно сложен, и дело даже не в их экспоненциально растущих объемах – острой проблемой становится разнообразие источников информации и их несогласованность, усугубляемая разнобоем используемых для их обработки приложений. Условия таких информационных «силосных ям» сегодня уже несовместимы с требованиями бизнеса к информационной поддержке своей деятельности. Однако, как часто бывает, ультрасовременное, сложное решение иногда уступает простым, но принципиально иным подходам, например сверхсовременные на начало прошлого века океанские лайнеры как транспортное средство были отодвинуты самолетами на второй план. Для ИТ, а может и для всего общества в целом, таким прорывом стали облака, приносящие в Россию реальную конкуренцию, в условиях которой давно уже живет весь цивилизованный мир.
Для реальной инновационности компаниям нужна актуальная, достоверная, согласованная и полная информация, предоставляемая в нужный момент нужным специалистам. В этой связи аналитики отмечают рост интереса предприятий к формированию единой стратегии управления корпоративными информационными ресурсами. Почему именно сегодня? Даже если не принимать во внимание нынешнее нерегулярное развитие мировой экономики, компании и предприятия столкнулись с трудностями при реализации своих важных бизнес-инициатив, таких как бизнес-анализ, управление взаимоотношениями с клиентами, поддержка требований нормативных актов, принятие оперативных и стратегических решений. Не имея механизмов получения качественных и полных данных, согласования их моделей, трудно говорить о выполнении политик соответствия данных корпоративным нормативам и контроле над использованием информации. Фактически, информация стала стратегическим ресурсом, и к продуктам интеграции следует уже предъявлять соответствующие требования.
Главная задача ИТ — предоставить удобные средства для удовлетворения насущных информационных запросов потребителя, и в большинстве случаев такие решения становятся результатом сложной многоуровневой интеграции информации, приложений и бизнес-процессов. Почему же очень мало таких, реально работающих решений, задается вопросом Сергей Колесников? Может быть, ИТ-сервисы давно пора предоставлять по иным моделям? Действительно, впервые в истории человечества произошло совпадение коммуникативной среды и медиа-носителя, что открыло реальную возможность для интерактивного общения. А поэтому, с точки зрения насущных потребностей пользователя, необходимо создавать мощные интеграционные платформы, обеспечивающие удобное представление данных, генерирующие содержательную, удобную для восприятия и обработки конечными пользователями информацию. Аппаратная составляющая должна при этом быть простой, удобной для длительного автономного применения. Устройства должны предоставлять пользователям возможность отображения и максимально оперативного реагирования на поступающий контент. С точки зрения же массового потребителя, ИТ постепенно превращаются в среду общения, взаимодействия и выражения эмоций — людям вообще привычнее получать данные заранее, «рассовывать их по карманам» и потом пользоваться информацией по мере надобности.
Федеральная служба государственной статистики РФ регулярно проводит разного рода переписи и исследования, однако чаще всего их результаты либо преподносятся широкой аудитории в сильно рафинированном виде, либо так и остаются на рабочих столах специалистов. Между тем, имея удобный доступ к разнообразным данным, можно получить новое качество, например, в виде выводов, которые в состоянии сделать любой житель страны, интегрировав сведения из результатов переписей и сопоставив их с данными из других источников. Так, кстати, и происходит с данными сельскохозяйственной переписи 2006 года, которые доступны не только в виде множества пухлых томов с заранее подготовленными графиками и диаграммами, а выложены в открытый доступ и снабжены инструментами динамической обработки. Творчески обработав, например, интегрированные данные о производстве мяса в стране, распределении его производителей по территории и обнаружив, что в Якутии имеется достаточно большая популяция коров, можно прийти к нетривиальным идеям, на фоне которых тот факт, что независимо от политической обстановки, на каждого жителя США за всю историю переписей приходилось по 70 кг мяса в год, покажется не таким уж завидным.