По мнению аналитиков, примерно 35% всех рабочих мест в мире, или 1,2 млрд, составляют мобильные места, а к 2017 году, по прогнозам, половина работодателей вообще перестанут предоставлять служащим в пользование какие-либо корпоративные устройства. Рынок мобильных решений достиг почти 330 млрд долл., и за три последних года было создано 300 тыс. мобильных приложений, причем только в этом году на различные носимые устройства было выполнено почти 77 млрд загрузок программ. Но все эти количественные показатели мобилизации еще не дают представления о том, что же требуется корпоративному пользователю от смартфона, который становится основой умного рабочего места, позволяющего полноценно оперировать всеми имеющимися данными, применяя для их обработки все инструменты и информационные системы, доступные компании или предприятию.
До 70% сотрудников компаний сегодня в той или иной форме используют свои личные устройства для работы, считая, что работа — это не место, а состояние гармонии, при котором нет четкой грани между рабочими и личными часами. Что же нужно умным корпоративным пользователям от смартфонов для полного достижения такой гармонии?
Как отмечает Наталья Дубова в статье «Мобильный посредник» из этого номера журнала, посвященного решениям по организации и эксплуатации мобильных предприятий, сегодня мобильные приложения для корпоративной ИТ-инфраструктуры — это фактор нестабильности и источник дополнительных рисков. Время консьюмеризации, когда только топ-менеджерам было дозволено работать с корпоративными данными, проходит — наступает эпоха, названная некоторыми производителями «Mobile First», и характеризуется она стремлением всех сотрудников работать с нужными им корпоративными данными и информационными системами в любом месте и через любое удобное для них устройство. Однако активная мобилизация требует эффективной интеграции мобильных и традиционных корпоративных ресурсов, что возможно на базе новых платформ промежуточного слоя, развертываемых в том числе и в облаках. Как следствие, появились решения промежуточного слоя — Backend as a Service, через облака обеспечивающие связь мобильных приложений с корпоративными информационными системами.
Мобильные устройства всегда находятся в режиме онлайн и кроме персональной информации часто хранят конфиденциальные корпоративные данные, что создает дополнительные риски для безопасности мобильного предприятия. В номер вошли оригинальные материалы о проводимых исследованиях и уже имеющихся решениях в области безопасности, позволяющих мобильным устройствам адаптироваться к изменению окружающей среды. Как отмечается, например, в статье «Новые подходы к мобильной безопасности», во многих компаниях для управления возникающими рисками продолжают применять традиционные подходы и средства: пароли, межсетевые экраны, системы распознавания и предотвращения вторжений — однако все они были разработаны для защиты от внешних угроз и не позволяют обеспечить полноценной защиты, когда речь идет об угрозах внутренних. Для мобильных предприятий требуются новые способы защиты данных и линий их передачи, причем не ограничивающие функциональность мобильного рабочего места, — как говорил Бенджамин Франклин, тот, кто жертвует свободой ради безопасности, не достоин ни того, ни другого.
Для выполнения на мобильных устройствах все более сложных задач требуется увеличение емкости батарей — в статье «Энергоэффективность мобильных приложений» излагается идея оптимизации потребления энергии умным рабочим местом за счет переноса нагрузки в облако. Мобильное устройство должно быть настолько умным, чтобы в случае выявления факта интенсивного потребления энергии передавать обработку данных серверу в облаке, а затем визуализировать результаты, что позволяет экономить энергию батарей. Но зачем тогда нужны «карманные суперкомпьютеры», если львиная доля работы современного смартфона заключается в обращении к удаленным хранилищам и серверам в облаках? Конечно, облачная адаптация рабочей среды мобильного приложения открывает дополнительные перспективы для повышения энергоэффективности устройства и оптимизации разгрузки серверов в облаке, не требуя разработки нового ПО, однако нет однозначного ответа на вопрос, что делать с простаивающими в ряде случаев вычислительными мощностями смартфонов.
Тема организации процессов разработки мобильных приложений затрагивается в статье Сергея Авдошина, который отмечает, что на фоне роста популярности мобильных предприятий перед создателями платформ не только открывается много возможностей, но и возникает масса проблем, вызванных, в частности, высокой конкуренцией. По мнению автора, прогресс в индустрии ПО, особенно в области мобильных приложений, невозможен без соответствующей экосистемы, объединяющей поставщиков платформ, разработчиков, производителей и пользователей для получения максимальных преимуществ для всех. В современных условиях компании, которые хотят быть успешными на рынке мобильных решений, должны менять формы взаимодействия с другими игроками и заинтересованными лицами, реализуя, например, новые возможности по аккумулированию обратной связи, удовлетворенности клиентов и учету других аспектов, которые до сих пор упускались из виду.
Дальнейшее развитие национальных экономик начинает определять поколение Y, стремящееся подстраивать условия работы под свою жизнь, что в конечном итоге будет означать рост популярности концепции BYOE (bring your own everything) — истинная независимость наступает, когда работник умного мобильного предприятия не зависит от кого-либо, будь то системный администратор, сетевой провайдер или менеджер собственной компании, затянувший с предоставлением требуемых данных.