Заполнить системы хранения и подключить к ним множество разнообразных прикладных систем — это только начало большого пути к консолидированному управлению, основанному на учете всех имеющихся у предприятия информационных ресурсов.
Десять лет назад компания Google опубликовала отчет по технологии MapReduce, используемой для индексации контента, распределенного по множеству серверов Всемирной паутины, а вскоре появилась доступная всем технология Apache Hadoop, ставшая сегодня стандартом при решении задач распределенной аналитики. Еще несколькими годами позже опять же Google выпустила описание технологии Big Table — масштабируемой системы хранения данных для высоконагруженных online-приложений. Вскоре родился рынок систем NoSQL, предназначенных для организации хранения разнообразных данных. В конечном счете эти ключевые технологии и их комбинации стали основой для Web 2.0, стимулировав, в частности, лавинообразное развитие индустрии мобильных сервисов, темпы роста которой сравнимы с бумом доткомов в 90-е годы.
Способность «на лету» обрабатывать структурированные и неструктурированные данные стала обязательным условием существования в цифровом мире, однако мало владеть кластерами MapReduce Hadoop или СУБД NoSQL — ни интеграция данных, ни их очистка, ни передача, ни накопление не происходят сами по себе. Необходимо скоординированное взаимодействие инженеров, администраторов, разработчиков, пользователей и бизнес-руководителей. Требуется некий консолидатор 2.0 для организации эффективного использования и управления добытыми, очищенными и преобразованными в форму, удобную для обработки различными специалистами, данными. Примечательно, что, как утверждают авторы этого номера журнала, в консолидации информационных ресурсов собственно технологии играют достаточно скромную роль — в ряде случаев важно не где и как работать с данными, а кем они обрабатываются и зачем.
Юрий Зеленков, например, считает, что ключевым фактором успешного стратегического управления корпоративными информационными системами является формирование единого, разделяемого всеми взгляда на роль ИТ в компании. Инструментом в создании такого общего представления может стать бизнес-модель, отображающая стратегические цели компании. Менеджер по ИТ, решающий задачу определения перспектив использования ИТ в компании, обязан изучить ее бизнес-модель, чтобы сформировать предложения по применению информационных систем для повышения эффективности предприятия. Подход на основе анализа бизнес-модели ориентирован на создание дополнительной ценности средствами ИТ, которые, впрочем, не обязательно предлагаются собственными подразделениями, отвечающими тем не менее за консолидацию корпоративных информационных систем.
Авторы статьи «Консьюмеризация в экосистеме сервисов» взглянули на проблему консолидации шире, распространив ее на всех сотрудников компании, которые стали теперь активными субъектами процесса интеграции корпоративных информационных ресурсов, находящихся как внутри, так и вне предприятия. Переход к сервисной экономике в корне меняет взаимоотношения между организациями и их сотрудниками, преобразуя принципы предоставления ИТ-сервисов и размывая границы предприятия. Это повышает роль ИТ-подразделений, у которых благодаря консьюмеризации появились новые способы принесения пользы бизнесу через консолидацию — в частности, за счет интеграции личных устройств и приложений сотрудников в корпоративные бизнес-процессы, автоматизированные средствами языка формального описания бизнес-процессов и протоколов их взаимодействия (BPEL). Сейчас подобных возможностей, по мнению авторов статьи, еще нет.
Развивая идею привлечения средств управления бизнес-процессами к консолидации информационных ресурсов предприятия, Андрей Коптелов предлагает в качестве объединяющего начала процессный офис. Многие менеджеры, по мнению автора, особое внимание уделяют сегодня повышению операционной эффективности своих компаний, внедряя элементы процессного управления, однако их инициативы часто разрозненны и не позволяют получить ожидаемого синергетического эффекта. Процессный офис дает возможность объединить усилия по совершенствованию бизнес-процессов и обещает стать стратегически значимым для предприятия, помогая решать проблемные вопросы и поддерживая трансформацию ключевых бизнес-процессов, а также создавая союзы с проектным офисом и подразделением ИТ. В конечном итоге задача процессного офиса состоит в том, чтобы собрать воедино данные, приложения поддержки бизнеса и собственно бизнес-процессы.
Любую привязанность следует разрывать, если она лишает компанию гибкости. Достаточно эластичные в условиях планового производства со стандартными транзакциями системы ERP оказались жесткими в современном динамичном мире. Кажущаяся сегодня гибкой сервисно-облачная парадигма, которую иногда называют ERP образца новейшего времени, завтра станет ограничением хотя бы потому, что реально речь идет о сборе данных вместо их обработки непосредственно в точке получения. Данные сегодня настолько быстро устаревают, что суметь обработать их хотя бы один раз — это уже успех. Технологий консолидации также становится все больше, и все меньше будет разработчиков и пользователей, ориентирующихся в их стеке, поэтому тщательный анализ существа конкретной проблемы еще до выбора технологий ее решения, причем без оглядки на стоимость или возможность бесплатного получения инструмента, возможно, и должен стать основой для консолидации информационных ресурсов предприятия..