Компания Tibco Software выпустила платформу быстрых данных, сформулировав единое видение всего разнообразного продуктового портфеля. Директор по технологиям Tibco Матт Куинн рассказывает о новой архитектурной платформе, эволюции решений компании и перспективных направлениях их развития.
Еще недавно в Tibco говорили о платформе, поддерживающей обработку событий (event-enabled platform), а сегодня речь идет о платформе быстрых данных — это ребрендинг или в продуктовой линейке компании произошли кардинальные изменения?
Это новый бренд, призванный помочь заказчикам понять суть программного портфеля Tibco. Но платформа быстрых данных — не просто новое название, это логический шаг в развитии наших решений. Платформа поддержки обработки событий объединяла средства интеграции и обработки событий, а платформа быстрых данных интегрирует наши аналитические системы, обработку процессов и интеграцию. При этом мы рассматриваем быстрые данные как эволюцию Больших Данных, и появление новой платформы является результатом инвестиций Tibco в решения для Больших Данных.
Задачей платформы поддержки обработки событий было извлечение определенных событий, происходящих в приложениях, и создание условий для выполнения тех или иных действий с информацией. В платформе быстрых данных основной акцент делается именно на возможности действий, ведь Большие Данные накапливаются, но не всегда разумно используются. Быстрые данные — это не только сбор и обработка информации в реальном времени, а также исторических данных, это прежде всего определенные действия на основе анализа полученных данных, это среда принятия оперативных решений.
Возможность построить платформу быстрых данных — результат приобретений Tibco в области бизнес-аналитики?
Различные функции платформы появлялись в ходе внутренних разработок и как следствие покупок других компаний. Но главным в создании платформы является архитектурное решение для интеграции всех этих возможностей. Необходимо было выстроить архитектуру, объединяющую три основные составляющие — системы интеграции, обработки событий и аналитики.
Примером полноценного использования платформы может служить новый продукт Tibco Engage — платформа цифрового маркетинга, которая комбинирует информацию о клиентах в реальном времени, исторические данные о поведении клиентов, фиксирует события, происходящие с клиентами на основе данных геолокации и сигнальной информации мобильных приложений, анализирует все эти данные и дает возможность, используя результаты анализа, предпринимать действия по взаимодействию с клиентами.
Сегодня мы говорим о первой версии платформы быстрых данных Tibco?
Да, мы впервые представили комплексный взгляд на быстрые данные, собрали воедино все компоненты и назвали это платформой. Хотя мы давно работаем над этим. Пятнадцать лет назад в Tibco продвигали концепцию active enterprise — это была «эмбриональная» версия платформы быстрых данных. На пути движения к быстрым данным нам надо преодолеть три ступени — интеграцию, обработку событий и аналитику.
Где в этой архитектуре место для управления бизнес-процессами (ВРМ)?
На уровне интеграции находятся решения для интеграции людей, процессов, внешних партнеров, приложений, систем и Больших Данных. Интеграция процессов и людей — это место ВРМ. Интеграция приложений, систем и Больших Данных — это традиционные инструменты интеграции. И вокруг этого есть поддерживающие компоненты — управление API, управление мастер-данными (MDM) и др.
Точно так же внутри уровня обработки событий есть целый спектр возможностей: потоковая обработка данных, обработка событий на базе правил и на базе состояний, система Live DataMart, позволяющая создавать инструментальные панели, только что анонсированная поддержка языка R в системе StreamBase, благодаря которой изменения в статистических моделях в реальном времени отображаются в системе обработки событий. Уровень аналитики охватывает решения от витрин данных и отчетности до визуальной аналитики и возможности работать с геолокационными данными.
Какие можно привести примеры синергии бизнес-аналитики и ВРМ в продуктах Tibco?
ВРМ представляет собой очень интересную область для применения аналитики. В нашем портфеле есть система Jaspersoft, позволяющая интегрировать аналитические инструменты в приложение, и система Spotfire, которая берет данные из различных приложений и строит аналитические решения. Система ActiveMatrix ВРМ использует Jaspersoft для реализации аналитических функций в контексте управления бизнес-процессами — они непосредственно в этой системе позволяют получать отчетность, оптимизировать ход работ по процессу, подсказывать участникам процесса те или иные действия. Если же обратиться к инструментарию Spotfire, то он позволит в системе управления бизнес-процессами анализировать данные из других приложений, которые интегрируются в ходе выполнения этого процесса.
Рассмотрим простой пример процесса обработки продаж — от заказа до получения оплаты. Встроенная аналитика Jaspersoft позволяет на протяжении всего процесса отслеживать задолженности, получать статистику по сделанным и оплаченным заказам и другую важную для выполнения и оптимизации процесса информацию. А подключение Spotfire позволит, например, проанализировать геолокационные данные и узнать, где и когда обрабатываются счета. В результате использования разных средств аналитики сотрудники получают объемный взгляд на задачи и проблемы конкретного бизнес-процесса.
Какое влияние на инструментарий BPM оказывают мобильные и социальные технологии?
Мы уже не первый год поддерживаем интеграцию BPM с Facebook, Twitter и другими социальными средами. Некоторым нашим заказчикам нужен простой и быстрый способ собирать данные из этих источников и продвигать в них себя, а другие заинтересованы в широком анализе и корреляции данных, получаемых из социальных сетей.
Недавно компания анонсировала коннекторы системы обработки событий Tibco StreamBase для Интернета вещей. Где может быть востребована такая функциональность?
Сегодня мы только начинаем изучать возможности использования Интернета вещей. Tibco имеет уже достаточный опыт сотрудничества в этой области с медицинскими учреждениями, мы работаем с нефтегазовой отраслью, изучаем возможности поддержки межмашинного взаимодействия (M2M). Пока мы лишь в начале пути, но убеждены, что результатом развития Интернета вещей станет новое поколение интеграционных решений. Первым поколением были системы интеграции мэйнфреймов, затем пришло второе, обеспечивающее интеграцию открытых систем с большими корпоративными приложениями. Третье поколение решает задачи интеграции с облачными приложениями. И сейчас мы видим зарождение следующего поколения инструментов интеграции, для которых данные, поступающие с различных устройств, становятся так же важны, как данные ERP.
Мы верим в это будущее и готовим заказчиков к пониманию сложности управления миллионами устройств и значимости той информации, которую они могут дать.
Какова облачная бизнес-стратегия Tibco?
В ней три основных компонента. Во-первых, мы стремимся обеспечить готовность нашего ПО к развертыванию в облаке. Сегодня это прежде всего частные и гибридные среды, поэтому мы сосредотачиваем наши усилия на поддержке Docker и других технологий контейнеров и виртуализации. Второй компонент — создание облачных сервисов, таких как Integration as a Service, MDM as a Service и т. д. Эта работа уже начата. Использование подобных сервисов может быть вызвано очень разными потребностями. Например, Integration as a Service может быть востребован не как комплексная платформа интеграции подобно облачной платформе Salesforce.com для маркетинга, а как быстрое решение конкретных интеграционных задач. И третья составляющая нашей облачной стратегии — облачные приложения. Примером могут служить Tibco Engage, которая будет эффективной платформой для организации работы отдела маркетинга, или корпоративные сервисы, ориентированные на индивидуальное использование сотрудниками, такие как Simplr для интеграции данных из популярных приложений типа Salesforce.com, социальных сетей и аналитических облачных сервисов, облачный вариант системы обеспечения качества данных Clarity или Spotfire Recommendations, сервис для бизнес-пользователей, не имеющих опыта решения аналитических задач.
А как обстоит дело с социальной платформой Tibbr?
Она теперь является частью Tibco Engage — социальную среду мы включили в состав платформы управления цифровым клиентским опытом.
Какие перспективные разработки ведутся сейчас в Tibco?
Есть несколько интересных направлений развития технологий, которые мы стремимся учитывать в наших решениях. Одно из них — геймификация. Мы работаем над тем, чтобы включать в системы Tibco механизмы, получившие распространение в сложном программном обеспечении ролевых игр. Они позволят упростить освоение наших систем и сделать их использование более эффективным, в полной мере раскрывающим все возможности наших продуктов.
Еще одной интересной тенденцией является эволюция сервисной архитектуры, которая сегодня должна уметь интегрировать микросервисы — сервисы, создаваемые отдельными людьми. Мы должны быть готовы к этому.
Мы также видим и уже стремимся учесть в платформе быстрых данных тенденцию все более активного включения Больших Данных в контур операционного управления — аналитика Больших Данных скоро станет обязательным компонентом процесса принятия решений.
Мы инвестируем в создание новых технологий. Разработки в рамках проекта Athena направлены на организацию более эффективного хранения контента и найдут применение во многих продуктах Tibco. Компании сейчас работают с множеством различных типов хранения данных, используя транзакционные базы данных, базы NoSQL, хранилища данных и др. Мы считаем, что сложность работы с данными связана с наличием множества взаимосвязей между элементами в разных хранилищах, и ищем новый, более простой и логичный способ представления таких связей, используя технологии хранения триплетов и графовых баз данных.
Наталья Дубова (osmag@osp.ru) — научный редактор, «Открытые системы.СУБД» (Москва).