Апрельский выпуск журнала Computer (IEEE Computer Society, V. 48, No. 4) посвящен формированию стабильной и безопасной кибернетической, физической и социальной экосистемы. Ее развитие происходит благодаря появлению новых информационных и коммуникационных технологий повышения аппаратных средств безопасности; изменению архитектуры сетей доставки контента; созданию защитных механизмов, работающих на упреждение; интенсификации взаимодействия научного сообщества, правительства и индустрии. В публикациях номера также рассматриваются проблемы масштабирования и гетерогенности механизмов безопасности, связанные с Большими Данными и Интернетом вещей.
Руби Ли (Ruby Lee) в статье «Перестройка компьютеров с ориентацией на кибербезопасность» (Rethinking Computers for Cybersecurity) рассуждает о том, что, поскольку много критически важных систем становятся объектами кибератак, сегодня уже недостаточно одних только программных средств защиты информации. По мнению автора, компьютерные архитектуры следует изначально проектировать с расчетом на использование аппаратных средств безопасности. Нужны, в частности, программно-аппаратная база для механизмов самозащиты данных, изолированные области для выполнения доверенных программных компонентов и новые типы гипервизоров для более надежной защиты облачных сред. Еще одна фундаментальная задача — проектирование оборудования, способного самостоятельно предотвращать нападения, в частности, защищаться от атак на кэш-память, спровоцированных уязвимостью нынешней архитектуры.
В статье «Защита веб-сайтов с помощью сетей доставки контента» (Protecting Websites from Attack with Secure Delivery Networks) Дэвид Гиллман (David Gillman), Инь Линь (Yin Lin), Брюс Магс (Bruce Maggs) и Рамеш Ситараман (Ramesh Sitaraman) анализируют распространенные методы атак на критически важные сайты и стратегии их предотвращения. Авторы предлагают оптимальную архитектуру защищенной сети доставки контента, показывая, насколько она была бы эффективной при защите от масштабных атак, подобных проводившимся на сайты, размещенные на хостинге Akamai Technologies.
В статье «Киберзащита по принципу обмана и отрицания» (Denial and Deception in Cyber Defense) Кристин Хекман (Kristin Heckman), Фрэнк Стеч (Frank Stech), Бен Шмокер (Ben S. Schmoker) и Рошан Томас (Roshan K. Thomas) описывают новую парадигму кибербезопасности, строящуюся на тактике «обмана и отрицания», суть которой состоит в упреждении действий противника и склонении его к смене поведения с выгодой для обороняющегося.
Томас Вагун (Tomas Vagoun) и Джордж Строн (George Strawn) в статье «Осуществление федеральной стратегии исследований и разработки в сфере кибербезопасности» (Implementing the Federal Cybersecurity R&D Strategy) обсуждают первый в истории США стратегический план обеспечения кибербезопасности, опубликованный в 2011 году. В документе излагается рамочная программа перспективных исследований, нацеленная на кардинальное повышение защищенности, безопасности и надежности цифровой инфраструктуры государства и осуществляемая с опорой на широкомасштабное взаимодействие госструктур, частного сектора и научных учреждений. Авторы приводят примеры исследований, которые ведутся в различных организациях, участвующих в реализации плана.
Следующие 25 лет WWW
Майский выпуск Computer (IEEE Computer Society, Vol. 48, No. 5) посвящен обсуждению перспектив развития WWW в предстоящую четверть века, главный девиз которых — «Революция не окончена: трансформация Web еще в самом начале».
За свои первые 25 лет WWW прошел впечатляющую эволюцию от нишевой системы управления информацией до повсеместной и универсальной платформы, фактически ставшей двигателем всех аспектов цифровой эпохи. Инструменты и сервисы WWW меняют образ жизни, принципы общения и взаимодействия в обществе, позволяя по-новому приобретать знания и делиться ими. Веб-приложения продолжают трансформировать бизнес, государственный сектор, образование, медицину, финансы и другие ключевые отрасли. Что же будет с Web в следующие 25 лет?
В заглавной статье номера «Больше, чем Всемирная паутина» (The Web That Extends beyond the World) Вишну Пендьяла (Vishnu Pendyala), Саймон Шим (Simon Shim) и Кристоф Басслер (Cristoph Bussler) описывают превращение WWW из среды для размещения взаимосвязанной статической информации в динамическую коммуникационную инфраструктуру для людей, сообществ, вещей, а со временем — и для планет. Авторы предвидят бурный рост применений Паутины вещей, функционирующей на основе механизмов межсистемного взаимодействия и машинного обучения, что приведет к росту политической и гуманитарной активности, распространению систем дополненной реальности и появлению межпланетных веб-проектов.
В статье «Паутина вещей: трудности и возможности» (The Web of Things: Challenges and Opportunities) Дэйв Рэггет (Dave Raggett) предсказывает появление широкого круга вещей, соединенных с Web, от простейших до очень «умных», служащих посредниками для связи с физическими и абстрактными реальностями. Можно ожидать, что со временем веб-сервисы научатся «соображать» не хуже человека, благодаря чему вещи смогут лучше понимать людей, которые ими пользуются, и лучше их обслуживать. Для достижения этой цели понадобятся междисциплинарные исследования, в том числе и в области когнитивной психологии, лингвистики, систем распознавания образов, но в конечном итоге все это приведет к воплощению массы новых идей и приложений в «погружающем» трехмерном WWW. Завершая статью, автор предлагает читателям подумать о влиянии такого WWW на общество.
В статье «К Паутине вещей: применение веб-технологий в физическом мире» (Towards the Web of Things: Applying Web Technologies to the Physical World) Йерг Хойер (Jorg Heuer), Йоханнес Хунд (Johannes Hund) и Оливер Пфафф (Oliver Pfaff) описывают Всемирную паутину будущего, основанную на взаимодействии устройств, систем, пользователей и приложений. Авторы рассуждают о новых видах приложений и схем доступа, основанных на применении веб-технологий вместе с физическими устройствами, оснащенными многочисленными процессорами и коммуникационными интерфейсами. Как прогнозируют авторы, WWW, слившись с физическим миром, спровоцирует фундаментальные изменения в себе самом и в принципах взаимодействия с киберфизическим миром.
В номере также опубликован отчет об организованном редакцией круглом столе, в котором приняли участие Дэвид Алан Гриер (David Alan Grier) из Университета Джорджа Вашингтона, Джефф Джаффе (Jeff Jaffe) из консорциума W3C и Ли Рейни (Lee Rainie) из Pew Research Center. Обсуждая перспективы эволюции Web в предстоящие 25 лет, участники беседуют на темы сетевой нейтральности, доступности технологий, государственного регулирования, а также рассуждают о том, как компьютерщики могут помочь в построении будущего WWW, заботясь о том, чтобы сделать мир лучше.
Носимая техника: новый дресс-код
Июньский выпуск Computer (IEEE Computer Society, Vol. 48, No. 6) посвящен носимым компьютерным устройствам и тому, как они расширяют возможности человека.
Чем ближе техника к телу человека, тем больше она «растворяется» в повседневной жизни: смартфоны, цифровые аудиоплееры, Bluetooth-гарнитуры и фитнес-трекеры стали практически обязательными атрибутами современного дресс-кода. Электроника позволяет людям общаться, расслабляться и работать эффективнее. Новое поколение носимой техники обещает еще больше: технологии позволят нательным устройствам ощущать и понимать окружающую среду и своевременно выдавать нужную человеку информацию, не отвлекая его от основного занятия, улучшая результативность его работы и помогая в творчестве. Разнообразие тем в этом спецвыпуске Computer отражает эклектичную, междисциплинарную природу исследований и разработок, связанных с носимой компьютерной техникой.
В статье «Формирование заказов с помощью наголовного дисплея» (Order Picking with Head-Up Displays) Аньхун Го (Anhong Guo), Сяолун Ву (Xiaolong Wu), Чжэнян Шэнь (Zhengyang Shen), Тэд Старнер (Thad Starner), Ханнес Бауманн (Hannes Baumann) и Скотт Гиллилэнд (Scott Gilliland) показывают, что наголовные дисплеи ускоряют выполнение заданий и повышают точность за счет оперативной выдачи указаний. На примере серии экспериментов авторы демонстрируют, как носимые компьютеры облегчают труд, снижая напряжение работника и при этом повышая удобство работы по сравнению с нынешними методами обработки заказов.
Носимые устройства способны значительно облегчить жизнь инвалидов. В статье «Может ли закон против дискриминации инвалидов повысить доступность носимых компьютеров?» (Can Disability Discrimination Law Expand the Availability of Wearable Computers?) Рубин Киркхэм (Reuben Kirkham) рассуждает о том, что перспективы улучшения жизни инвалидов с помощью нательных устройств много весомее, чем возможный ущерб от утечек сведений о частной жизни и нарушений авторских прав. Прибегая к аналогии с собаками-поводырями, которые разрешены во многих местах, куда вход с животными воспрещен, автор объясняет, что благодаря носимым устройствам у инвалидов могут появиться более широкие возможности трудоустройства и доступа к общественным услугам. Сообществу разработчиков носимой техники, как считает автор, следует «в полной мере выполнить требования закона о запрещении дискриминации инвалидов, чтобы предоставить максимум возможностей как инвалидам, так и здоровым людям». Автор предлагает ряд подходов, направленных на достижение этой цели.
В статье «Выяснение состояния пользователя по особенностям обращения с мобильным устройством» (Inferring Mobile User Status with Usage Cues) Джон Хаммер (John Hammer) и Тинсинь Янь (Tingxin Yan) обсуждают, как по характеру действий со смартфоном можно угадывать, занят ли пользователь, один ли он, доволен или находится в состоянии стресса. К примеру, один из самых красноречивых сигналов состоит в том, что пользователь постоянно посматривает на телефон, не открывая приложений, например, чтобы выяснить время или прочитать уведомление. Авторы предполагают, что собранные ими сведения можно экстраполировать на носимые компьютеры в целом. Описываемые ими методы выяснения сведений о пользователе менее энергозатратны, чем получение той же информации с помощью дополнительных аппаратных датчиков.
В заключительной публикации, озаглавленной «Писклявые носки и чирикающие браслеты: носимые устройства, поощряющие игру» (Beeping Socks and Chirping Arm Bands: Wearables that Foster Free Play) Андреа Росалес (Andrea Rosales), Серхио Саяго (Sergio Sayago) и Йосеп Блат (Josep Blat) пишут об игровой стороне носимых компьютеров. Благодаря четырем качествам — индивидуальности, естественному взаимодействию, повсеместному распространению и близости — носимая техника помогает детям придумывать самим себе игры и таким образом обучаться. Авторы исследуют возможности использования носимой техники для стимулирования способности к обучению на примере трех аксессуаров, которые носят на ноге, запястье и поясе.
Александр Тыренко (shoorah@osp.ru) — обозреватель «Computerworld Россия» (Москва).