На повестке дня ИТ-индустрии сегодня два вопроса: цифровая трансформация и собственная модернизация. Оба важны и касаются всех предприятий народного хозяйства, не желающих пропасть в цифровой экономике. Успешное решение обоих приведет к еще большему усилению влияния информационных технологий на жизнь общества, а по сути — к их исчезновению в виде отдельного понятия. Но это случится потом, а пока и стартовые позиции для решения этих вопросов разные, и подходы к ним различны, и не все проблемы очевидны.
Цифровая трансформация не сводится к последовательной автоматизации, к которой все привыкли, и сама по себе не улучшает текущую бизнес-модель лишь за счет применения новых технологий. Цифровая трансформация означает дематериализацию экономики и демократизацию данных, что происходит впервые в истории человечества, и ее проведение уже сталкивается как с очевидными, так и не очень препятствиями, способными затормозить движение к цифровому обществу.
Сопротивление изменениям. Люди обычно с трудом воспринимают любые, даже единовременные изменения, а цифровая трансформация — не просто изменение какого то элемента компании, например замена одного сервера на другой, а смена культуры, которую нельзя купить, а можно лишь вырастить. Нередки ситуации, когда, например, в беседе айтишника и специалиста по продажам каждый уверен, что его собеседник ничего не смыслит в деле и заостряет внимание на малосущественных деталях. Именно в необходимости менять культуру аналитики видят главную сложность цифровой трансформации.
Отсутствие ясного видения. Мало кто оспаривает важность стратегии цифровой трансформации, однако реализовать ее гораздо сложнее, чем кажется. По данным многочисленных опросов, почти половина респондентов отмечают, что внедрение цифровой стратегии в масштабах всей организации — самая большая проблема, особенно при отсутствии четких целей и временных рамок и в условиях, когда существующие системы и так вроде работают.
Недостаток знаний и ресурсов. Организации часто испытывают трудности, пытаясь совершить переход к цифровым преобразованиям без соответствующих знаний и контекста. Как следствие, заполучив модный инструмент (например, класса Agile) сулящий повышение динамичности компании, и внедряя его в условиях традиционной культуры, на выходе часто получают «корову с седлом», которая не станет рысаком, даже если на нее надеть гиперсовременную сбрую. Лишь чуть более четверти компаний имеют необходимые внутренние ресурсы и компетенции для поддержки цифровых инициатив.
Негативное действие перечисленных факторов усугубляется тем, что управлением цифровыми преобразованиями на предприятиях одновременно занимаются разные люди, стоящие при этом на одной иерархической ступени: топ-менеджеры от бизнеса, CEO, CIO/CTO, CDO. Возможно, это и неплохо, но ответственный должен быть один, и тогда вполне можно отнести перечисленные факторы в разряд субъективных, а значит, вполне решаемых при наличии общей воли. Однако есть еще и объективные, требующие своего решения проблемы, связанные с модернизацией собственно цифровой платформы.
В конечном счете цифровая платформа призвана помочь предприятиям в выпуске продукта, обладающего резким конкурентным преимуществом при минимально возможных затратах. Это достижимо в случае применения соответствующего программного обеспечения и эффективного использования всех доступных компании данных для поддержания максимальной масштабируемости и надежности. В итоге, благодаря масштабируемости таким компаниям как Uber, Salesforce и Amazon удалось выпустить на рынок качественный продукт по значительно более низкой цене, а компания Tesla, проанализировав ожидания потребительской массы, смогла предложить эксклюзивный продукт, за который покупатели готовы платить больше. Однако с масштабируемостью как раз и могут возникнуть трудности.
Как отмечается в работе «Парадоксы архитектуры Интернета», архитектурные элементы Сети, определившие в свое время ее грандиозный успех, сами стали источниками ее самых острых проблем: неуправляемости и невозможности обеспечить заданный уровень качества на всем маршруте. Для дальнейшего развития Сети нужно решить ряд глобальных проблем, обусловленных первоначальными принципами ее проектирования, а для этого понадобятся пересмотр этих принципов и разработка новых. Пока же борьба за ликвидацию спама, за безопасность и качество ведется частными решениями.
Без облаков также уже невозможно представить цифровую платформу — инфраструктура в виде сервиса (IaaS) стала сегодня превалирующей формой предоставления всевозможных ресурсов. Однако единого облака сегодня не существует — есть множество публичных и еще больше частных. А между тем для всех субъектов цифровой экономики скоро станет актуальной возможность объединения различных облаков для достижения требуемых надежности, производительности и экономичности, невозможных в рамках одиночного облака. Идея объединения облаков в общий ресурс (интероблако, гибридное облако, федерацию и т. п.) сегодня активно обсуждается, но пока нет простых способов интеграции. Соединение облаков сопряжено с массой сложностей, а у их операторов нет стимулов к сотрудничеству — наоборот, они изо всех сил привязывают клиентов к себе, предлагая разные интерфейсы для идентичных ресурсов и функциональности.
Успешный переход к цифровой экономике невозможен без автоматизации рутинных задач, и большие надежды здесь пока связывают с технологиями прикладного искусственного интеллекта: к 2022 году более половины коммерческих дронов будут способны совершать автономные полеты, к 2025 году «умные» города откроют для бизнеса новые рынки емкостью свыше 2 трлн долл. и т. д. Однако воплощение в жизнь таких прогнозов, по мнению автора статьи «Интеллектуальные технологии вместо человека: оценка соответствия», зависит от решения ключевого вопроса: как обеспечить доверие к результатам работы прикладных систем искусственного интеллекта?
Преимущества цифровой трансформации очевидны и ее уже никому не избежать, однако без решения общепризнанных или не столь заметных сегодня проблем, связанных с переходом к цифровому обществу и демократизацией данных, на скамейке запасных могут оказаться даже нынешние лидеры ИТ-индустрии.