Распространение знаний среди сотрудников крупных, особенно вертикально интегрированных корпораций организуется обычно на базе специализированных систем, например Microsoft Sharepoint, Confluence (Atlassian) и пр., а также нишевых решений от вендоров поменьше и доморощенных систем на основе базы знаний Notion.ai. Однако использование зарубежного ПО несет в себе риски утечки конфиденциальной информации и создает проблему поддержки и развития.
Система менеджмента знаний «Рексофт» построена на базе стека технологий Open Source и предназначена для решения задач добывающих холдингов по аккумуляции всех имеющихся в компании ключевых производственных знаний, которые часто «хранятся» лишь в головах сотрудников, — такие знания еще называют «темными», «подземными» или неявными [1, 2]. Система — это веб-сервис, с помощью которого сотрудники могут оперативно получить информацию по особенностям функциональных и управленческих решений в рамках проектной, операционной деятельности, а также предлагать собственные материалы — делиться знаниями с коллегами. По сути, сервис позволяет сохранять интеллектуальный капитал компании, а сотрудникам независимо от их местонахождения дает возможность делиться своим опытом и идеями с коллегами. В среднем база знаний крупной добывающей компании [2] ежедневно прирастает на 10–15 документов. Экосистема сервиса включает внутреннее экспертное сообщество, оценивающее новые материалы, что гарантирует высокое качество и актуальность размещаемых материалов. Доступ к сервису на ежедневной основе сейчас имеют более 4 тыс. сотрудников, а объем базы знаний составляет более 4 Тбайт. Система поддерживает работу с различными мультимедийными данными: от текстовых документов в различных форматах до видеосюжетов.
В системе есть блоки систематизации документов и материалов в библиотеке знаний; словарь терминов; каталог функций компании (организационная структура с пояснениями зон ответственности); сервис поддержки вопросов экспертам и сервис по работе с извлеченными уроками. Последний блок специально предназначен для того, чтобы сотрудникам компании было понятно, как и почему отрабатывался тот или иной сложный случай на производстве или решалась проблема, кто был включен в рабочую группу по анализу, какие выводы были сделаны, как изменился бизнес-процесс и почему все это требуется для предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Рис. Архитектура инфраструктуры поддержки сервиса менеджмента знаний |
Сервис построен на платформе Astra Linux, NginX.Net, PostgreSQL, ReactJS (см. рис.). Текущая версия .Net — это ПО с открытым исходным кодом, однако лицензионная политика позволяет создавать и проприетарные версии, что важно для заказчиков.
Продукт разрабатывается с учетом расширенных требований к информационной безопасности и позволяет интегрироваться в инфраструктуру предприятия без нарушений корпоративных политик. В системе реализованы такие функции, как:
- структуризация библиотек и различных информационных блоков по экспертизам;
- поиск по требуемым элементам контента, эффективная организация которого в информационных ресурсах компании обычно невозможна без учета специфики корпоративной сети [3];
- усовершенствованный механизм добавления контента пользователями;
- модернизированный «Словарь терминов» — каждый термин может иметь несколько значений в зависимости от специфики экспертной области;
- расширенная функция «Вопрос к эксперту» — пользователи могут задать экспертному сообществу вопрос по любой тематике;
- сервис по работе с извлеченными уроками по актуальным рабочим кейсам, который аккумулирует и систематизирует сведения по корректирующим мероприятиям, полученным в результате работы со сложными ситуациями;
- рекомендательная система и функционал предварительного заполнения стандартных полей на основе машинного обучения — по мере заполнения формы пользователю предлагаются готовые текстовые формулировки.
Кроме этого, у любой добывающей компании обычно имеется множество технических регламентов, доступ к которым в электронном формате возможен в рамках работы с сервисом, поэтому в системе имеется цифровой инструмент, обеспечивающий реализацию и систематизацию технических политик производства.
***
Проект создания системы менеджмента знаний был реализован менее чем за год без остановки ранее работающей аналогичной системы, что стало возможным благодаря архитектуре системы и переходу на технологически независимый стек на основе Open Source.
Литература
1. Федор Краснов. Нефтегазоразведка без Больших Данных // Открытые системы. СУБД. — 2015. — № 4. — С. 40–41. URL: https://www.osp.ru/os/2015/04/13047972 (дата обращения: 25.03.2023).
2. Федор Краснов, Ирина Смазневич. Управление знаниями: тенденции // Открытые системы.СУБД. — 2021. — № 3. — С. 40–42. URL: https://www.osp.ru/os/2021/03/13055992 (дата обращения: 25.03.2023).
3. Федор Краснов, Ирина Смазневич. Секреты поиска в корпоративной сети // Открытые системы.СУБД. — 2021. — № 1. — С. 28–29. URL: https://www.osp.ru/os/2021/01/13055812 (дата обращения: 25.03.2023).
Михаил Юсупов (jusupov@reksoft.ru) – директор портфеля проектов, компания «Рексофт» (Москва).